Depo.ua рассказывает, что предусматривает законопроект о народовластии, который открывает возможность для проведения всеукраинских референдумов.
Инициатором документа № 3612 “О народовластии через всеукраинский референдум” является президент Владимир Зеленский. Он внес его в парламент еще 9 июня 2020 года и обозначил как неотложный. Уже 18 июня законопроект поддержала за основу Верховная Рада. В тот же день народные депутаты отклонили два альтернативных законопроекта о референдуме: №2182 (автор — Юлия Тимошенко) и № 3177 (автор — Василий Нимченко). После этого над принятым в первом чтении документом началась плодотворная работа народных избранников. Ведь ко второму чтению законопроекта №3612 о народовластии через всеукраинский референдум поступило более тысячи поправок.
18 ноября Комитет Верховной Рады по вопросам организации государственной власти рекомендовал парламенту окончательно принять закон президента Владимира Зеленского №3612 о народовластии через всеукраинский референдум. Планировалось, что во втором чтении проект закона рассмотрят уже 1 декабря 2020 года, однако этого так и не произошло. В то же время ряд парламентариев, в частности глава Верховной Рады Дмитрий Разумков, отмечали, что Украине остро не хватает этого закона.
25 января стало известно, что нардепы могут принять во втором чтении законопроект о референдуме уже 26 января — именно в повестке дня Рады на этот день стоит соответствующий документ.
О чем говорится в законопроекте о референдуме
Документ №3612 предусматривает следующие виды всеукраинского референдума по предмету:
утверждения закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины;
решение вопроса общегосударственного значения;
изменение территории Украины;
потеря силы законом Украины или отдельными его положениями.
В то же время не могут быть предметом всеукраинского референдума вопросы:
противоречат положениям Конституции, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь Общей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней;
направлены на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;
касаются законопроектов по вопросам налогов, бюджета, амнистии;
отнесенные Конституцией и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.
На всеукраинский референдум может выноситься один вопрос.
Ключевой новацией законопроекта является определение возможности введения электронных процедур при организации и проведении референдума, в том числе электронных голосований. Этот вопрос разрабатывался на основе изучения зарубежного законодательства и опыта его применения.
Как оценила законопроект о референдуме Венецианская комиссия
Известно, что в октябре 2020 года в комитет Совета по вопросам государственной власти официально поступил срочный общий вывод Европейской комиссии “За демократию через право” (Венецианская комиссия) и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) по поводу законопроекта №3612 о всеукраинском референдуме.
В заключении отметили, что документ согласован с другими частями избирательного законодательства. Речь идет о новом Избирательном кодексе, принятом в 2019 году, и с законом о Центральной избирательной комиссии. Однако некоторые пункты, по мнению членов “венецианки”, нужно усовершенствовать или разъяснить.
В частности, рекомендовалось выяснить связь между референдумом всенародных инициатив об отмене законов или части законов и референдумом по “решению вопросов общегосударственного значения”. Рекомендовалось также продлить срок сбора подписей на референдумы по народной инициативе, а также определить в законе последствия одобрения народной инициативы.
Читайте также: Закон о референдуме: Что готовит нам президент под видом народовластия