Posted in

Закон о референдуме: Что может принять Рада уже сегодня и в чем опасность

abdfacdecde
abdfacdecde

Закон о референдуме в Украине отсутствует с апреля 2018 года, когда Конституционный суд признал неконституционным соответствующий документ, принятый во времена президента Виктора Януковича 6 ноября 2012 года (т.н. закон нардепа-регионала Дмитрия Шпенова). Проект закона о всеукраинском референдуме, под которым стоит подпись президента Владимира Зеленского, Рада получила 6 июня 2020 года и быстро, 18 июня, одобрила в первом чтении, отдав за него 252 голоса.

После же процесс затормозился, в том числе — из-за многочисленных замечаний к проекту из уст не только парламентских оппозиционеров, но и самих членов монобольшинства. Только в октябре в комитет Рады по вопросам государственной власти поступил общий вывод на законопроект №3612 от Венецианской комиссии и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Наконец, в середине ноября комитет рекомендовал принять документ в целом.

О чем говорится в законопроекте о референдуме

Документ №3612 предусматривает следующие виды всеукраинского референдума по предмету:

утверждения закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины;

решения вопроса общегосударственного значения;

изменения территории Украины;

потери силы законом Украины или отдельными его положениями.

В то же время не могут быть предметом всеукраинского референдума вопросы, которые:

противоречат положениям Конституции, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь в Общей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней;

направлены на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;

касаются законопроектов по вопросам налогов, бюджета, амнистии;

отнесены Конституцией и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.

На всеукраинский референдум может выноситься один вопрос.

Ключевой новацией законопроекта является определение возможности введения электронных процедур при организации и проведении референдума, в том числе электронных голосований. Этот вопрос разрабатывался на основе изучения зарубежного законодательства и опыта его применения.

Также для обеспечения организации и проведения всеукраинского референдума законопроектом предусмотрено создание автоматизированной информационно-аналитической системы по обеспечению электронного голосования.

Законопроектом предлагается также дополнить статью 19 Кодекса административного судопроизводства Украины, предусмотрев, что дел, на которые распространяется юрисдикция административных судов, будет касаться вопрос предмета всеукраинского референдума.

Также предлагается установить, что срок конституционного производства не может составлять более тридцати календарных дней для дел, среди которых — предоставление заключения о соответствии Конституции Украины (конституционности) вопроса, который предлагается для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе, международного договора, предусматривающего изменение территории Украина, который вносится в Верховную Раду Украины для дачи согласия на его обязательность.

В пояснительной записке отмечается также, что принятие законопроекта потребует расходов из Государственного бюджета Украины на создание и обеспечение функционирования автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения электронного голосования. Кроме того, обеспечение проведения всеукраинского референдума должно осуществляться не только за счет соответствующих субъектов процесса, но и за счет госбюджета.

Почему законопроект о референдуме считают опасным

Впрочем, существенные предостережения касательно результата труда юристов Зеленского выражают не только политические оппоненты, но и эксперты. Предупреждают, что референдумы могут быть использованы для продвижения популистских или слишком раздражающих украинское общество вопросов, а это чревато дестабилизацией страны. Генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель отметил в интервью Depo.ua, что законопроект №3612, хотя и содержит ряд предохранителей от вынесения на референдум контраверсионных вопросов (необходимость собрать 3 млн подписей избирателей не менее чем в двух третях административно-территориальных единиц Украины, возможность вынести на референдум только один вопрос, запрет спрашивать граждан по поводу независимости Украины, государственного суверенитета и территориальной целостности т.д.), но сам процесс подготовки и организации референдума может быть использован антигосударственными силами для внесения раскола в общество через актуализацию тех или иных вопросов.

В случае принятия, закон о референдуме вряд ли можно будет сразу применить на практике. К примеру, как напоминает эксперт по вопросам государственного управления Украинского института будущего Игорь Попов, чтобы отменить с помощью этого механизма какой-то закон, “нужно 3 млн подписей, после чего президент издает указ. Но такие референдумы можно будет проводить только со дня вступления в силу закона о народной законодательной инициативе, а разработка этого закона еще даже не началась”.

Зато принятия закона о референдуме сразу даст старт соревнованию партий за первенство в практическом применении этого политического инструмента, и это довольно опасно для стабильности нашей страны в условиях войны соревнования. Одним из первых, считает Алексей Кошель, на референдум могут вынести отмену закона о введении рынка земли, принятого весной прошлого года вопреки сопротивлению партий ОПЗЖ, “Батькивщина” и аграрных баронов. Между прочим, открывать рынок украинской сельхозземли иностранцам тоже можно только через соответствующий референдум.

Вопросы, которые будут предлагать на общенациональный референдум провайдеры российских интересов в Украине (а инициировать референдум, согласно проекту закона, разрешено не только партиям, но и зарегистрированным объединениям граждан), могут совпадать с повесткой дня, которую навязывает нам Россия как страна-агрессор. В этом контексте не исключены попытки отменить закон о декоммунизации, об украинском как о едином государственном языке, о люстрации, о наименовании русской православной церкви в Украине и другие реакционные инициативы.

Закончил национальный университет имени Тараса Шевченко. Опыт работы в журналистике - больше 15 лет