В ожидании большого романа

Владимир Сорокин не публиковал крупных произведений в течение трёх последних лет (в 2010-м году у него вышла повесть «Метель»). По меркам других, более продуктивных коллег, это называется «выдержать паузу». Сам автор предпочитает говорить о «накоплении литературного семени». Наградой за творческий целибат и стремление к качеству для Сорокина стал процесс написания, о котором сам он сказал в одном из недавних интервью: «давно не работал так напряжённо и весело». Это чувствуется и в избранных отрывках, которые российские СМИ имели возможность опубликовать накануне выхода книги. Новые тексты Сорокина упруги, изощрённы и как всегда изобретательно-непристойны.  

Пятьдесят глав, написанных от лица разных персонажей в разной стилистике, собраны под названием «Теллурия». Действие происходит в далёком будущем. Европа и Россия разделены на пёстрое множество небольших феодальных государств. Наступило Новое Средневековье – время, в котором по воле автора сосуществуют псоглавцы, кентавры, православные коммунисты, крестоносцы и т.п. Сменилась и система жизненных ценностей. Над прочими радостями возвышается теллурин – супернаркотик и редкий металл, залежи которого сосредоточены в Республике Теллурия, что на Алтае. Это один из немногих элементов, сознательное или бессознательное стремление к которому объединяет множество персонажей произведения, отбывающих разрозненные судьбы в своих мирках.

Конструктивно «Теллурия» – не традиционный роман. Старая форма большого литературного произведения с линейным построением Владимира Сорокина не удовлетворяет. Да и само искусство, по мнению писателя, практически утратило способность потрясать. Как честный автор Сорокин не должен возражать, если данное утверждение будет отнесено и к его последнему произведению. Впрочем, пока не написана новая «Война и мир», надо что-то читать, чтобы не отвыкнуть от интеллектуальной прозы. Как минимум в этом смысле «Теллурия» заслуживает внимания. 

Залишити відповідь