Курс на выживание

Экономические пазлы Украины в последние полгода явно складываются не лучшим образом. Дестабилизированная военными противостояниями, девальвацией, санкциями со стороны крупнейшего стратегического партнера страна оказалась в панике. Потребители боятся остаться голодными и лишиться средств к существованию, бизнес пытается любыми путями оптимизировать свои расходы, правительство же тем временем ставит перед собой глобальную задачу по наполнению бюджета. Как в басне «Лебедь, Рак и Щука», каждая система тянет одеяло на себя, риторически заявляя об общих целях и ценностях. При этом каждый преследует свои задачи: потребители – максимально удовлетворить свои потребности, не переплатив, бизнес – сохранить потребителей, не оказавшись в убытках. В том, как выживают в условиях кризиса все звенья потребительской цепочки, разбирался «&».

Потребители экономят

Согласно исследованию компании GfK, украинцы сократили потребление товаров не первой необходимости: алкоголя, полуфабрикатов, газированных напитков и др. При этом потребление мясных и бакалейных товаров увеличилось. Уровень потребления молочных продуктов, овощей изменился незначительно, однако покупать продукты народ стал реже. Вопреки тренду к экономии повального желания покупать все самое дешевое в стране не появилось, отмечают в GfK. Глава Украинской аграрной ассоциации Игорь Кишко рассказывает, что изменение потребительских предпочтений напрямую связано с девальвацией гривни и растущим уровнем инфляции. Однако есть тут еще один фактор – бойкот украинскими потребителями российских товаров. «Несмотря на то что российских товаров на нашем рынке не так много, импортеры почувствовали подвох и многие даже расторгли контракты с российскими поставщиками», – говорит И. Кишко.

«Общественное мнение сформировалось не только под влиянием девальвации, блокаде российских товаров поспособствовали и абсурдные запреты соседей на поставки украинской продукции», – рассказывает директор консалтинговой компании CEC Ukraine Александр Ленгауэр. Экономность потребителей связана с подорожанием продуктов питания примерно на 15-30% в зависимости от группы товаров. Генеральный директор группы компаний Край (маркеты «Країна», «Край») Виталий Коба отмечает, что за восемь месяцев текущего года гривневый оборот вырос всего на 5%.

Главное – выжить

Украинские производители впервые столкнулись со сложностями после аннексии Крыма, когда запрет России на поставки сыров и кондитерских изделий распространился и на территорию полуострова. Летом же ситуация усугубилась: россияне не захотели видеть в своих магазинах украинские консервы, соки, пиво, алкоголь, абсолютно весь спектр молочной продукции и сладости. По словам почетного президента алкогольной компании Олимп Павла Климца, в связи с переносом производства вин и коньяков (ТМ «Бахчисарай») компания потеряла около 15% производства. Сложности испытали и пивовары: после запрета на ввоз украинского пива Оболонь потерпела убытки. По словам президента компании Александра Слободяна, мощности ее заводов в среднем загружены примерно на 40%. Из-за военных действий в Донецкой области сократили производство и на заводе Эфес Украина. «Пока мы не можем вывезти продукцию, оптимизировали производство», – отметили в компании.

Больше всего потерпели от претензий россиян производители сладостей и молочной продукции. Более чем годичный запрет на поставки продукции корпорации Roshen привел к тому, что на одной из своих фабрик – Мариупольской – компания остановила производство. При этом, как рассказали в компании, ни одного нового рынка сбыта с момента запрета (июль 2013 г.) корпорации открыть не удалось. «Чтобы выжить, Roshen выбрал стратегию локального присутствия, нарастив количество собственных фирменных магазинов почти вдвое. Кроме того, продажи компании в супермаркетах также выросли благодаря увеличению количества точек продаж примерно на 20%», – рассказывает ассоциированный директор EY Александр Романишин. Позже с ограничениями со стороны России столкнулись и другие кондитеры. По словам владельца кондитерской компании Конти Бориса Колесникова, мощности предприятия летом были загружены всего на 40%.

Удар по молочной отрасли Россия нанесла еще в прошлом году блокировкой поставок сыров. По словам основателя Милкиленда Анатолия Юркевича, сейчас компания переходит на производство более маржинальных продуктов, которые способны храниться дольше, – сухого молока и масла.

Поставщики и дистрибьюторы также сильно пострадали от девальвации и блокады. По словам Александра Михайлова, директора торговой компании Магистраль, занимающейся дистрибуцией продукции компании Данон, за время российских ограничений украинские поставщики молочной продукции уже привыкли перестраховываться, договариваясь с торговыми точками приграничных и южных регионов об альтернативных поставках: «Например, если нас не пропускают в Крыму, мы разворачиваемся на Николаев, Херсон, Одессу». Директор дистрибьюторской компании Витис-Групп, занимающейся импортом алкоголя, Сергей Мазур рассказывает, что для импортеров курс гривни и отсутствие валюты стало настоящим стрессом: «Если бы в Нацбанке понимали, как работают дистрибьюторы импорта, возможно, не ограничивали бы расчеты и не запрещали покупать-продавать валюту». Глава совета директоров компании Nemiroff Яков Грибов говорит, что в сложившихся условиях поставщики не могут работать на условиях, когда торговые сети рассчитываются за поставки в течение 90 дней, предлагая для сохранения оборота сократить этот период хотя бы до 60 дней. Ведь наличие кэша у производителей, то есть ускоренное обращение финансовых ресурсов, дает им возможность вовремя рассчитываться по обязательствам и с поставщиками комплектующих без штрафов и пени.

Крушение инвестпланов

Производители сырьевых товаров – зерна, сахара, масла – также вынуждены экономить. Однако основной причиной их бед стала девальвация гривни и сложности с расчетами по валютным займам. Стремясь минимизировать риски, агрохолдинги заявляют о сокращении своих инвестиционных программ. В частности, если ранее UkrLandFarming планировал инвестировать $400-600 млн. в развитие, то сейчас ожидаемый объем вложений составляет не более $200 млн. «Но это не означает, что мы останавливаем проекты: если иностранные банки во­зобновят программы сотрудничества, возможно, к концу года наверстаем упущенное», – говорит заместитель генерального директора UkrLandFarming Игорь Петрашко.

Отложил инвестпланы на $54 млн. и KSG Agro Сергея Касьянова. Кроме того, из за отзыва контракта на поставку топливных пеллет польской компанией Polish Energy Partners, законтрактовавшей 80% всего объема, агрохолдинг вынуждено приостановил строительство завода по производству пеллет из люцерны. Не уверены в возможности осуществить запланированные инвестиции и в Милкиленде. «Мы планировали осуществить €10 млн. вложений, но сейчас не уверены, что сможем», – говорит руководитель отдела по связям с инвесторами Сергей Трифонов. Всего $50-70 млн. готов вложить в свое развитие агрохолдинг Андрея Веревского Кернел.

Опасаются убытков от курсовой разницы не только агрогиганты. Компании с иностранными инвестициями тоже стали пересматривать свои намерения. «Дочка» российской свиноводческой компании БЭЗРК – Белгранкорм отложила планы по расширению мощностей с 10 до 25 тыс. т. Нереализованным остался также проект украинской дочерней структуры немецкой компании HAKA planen.bauen GmbH. Компания намеревалась вложить около €10 млн. в строительство свинокомплекса мощностью 30 тыс. голов в год, но инвесторы не решились. Эксперт аграрных рынков ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса Игорь Остапчук констатирует, что агрокомпании корректируют инвестпланы, смещая акценты на перерабатывающую отрасль. Зарубежные инвесторы под давлением конфликта вблизи стратегически важных для экспорта инфраструктурных зон допускают негативный сценарий развития событий.

Ритейл-переформатирование

В условиях падения спроса и девальвации страдают, безусловно, и ритейлеры. Например, совладелец сети продуктовых супермаркетов «Фуршет» Игорь Баленко, чтобы минимизировать влияние кризиса, планирует сократить площадь магазинов с 2,5-3 до 1,5 тыс. кв. м. «Оптимизация коснется только арендованных площадей, где нам удастся договориться с арендодателями, – говорит И. Баленко. – Около 60% объектов сети работают в съемных помещениях, а оптимизация сети – вынужденный шаг. Наш ассортимент сузился, магазины не нуждаются в таких площадях».
О снижении спроса говорят и другие ритейлеры. По словам совладельца продовольственных сетей «Таврия-В» и «Космос» Бориса Музалева, с января по август его магазины продали на 40% (в денежном выражении) меньше импортных товаров по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. При этом реализация социальных товаров, наценка на которые не может превышать 15% и регламентируется государством, выросла примерно на 5 процентных пунктов – до 30% в структуре товарооборота.

Не только представители продуктовой розницы, но и другие арендаторы оказались в сложном положении. Причина кроется в том, что арендные ставки в торговых центрах зафиксированы в валюте. В середине сентября Министерство экономического развития и торговли постановило, что все арендные ставки должны устанавливаться в гривне, без привязки к иностранной валюте. Исключение составляют только те объекты, собственники которых докажут наличие импортной составляющей – кредитов, импортных материалов при строительстве объектов и проч.
Совладелец компании Zeebra Дмитрий Ермоленко указывает, что с января по сентябрь продажи упали на 30-50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А совладелец торгово-развлекательного центра Dream Town Александр Меламуд акцентирует внимание на том, что убытки несут все – и арендаторы, и арендодатели. Поэтому арендодатель пытается найти компромисс с каждой компанией, работающей на арендованных площадях. Д. Ермоленко допускает, что собственники коммерческой недвижимости могут заключать краткосрочные договоры до двух лет и устанавливать гривневую ставку, но на 50-70% выше текущей.

Подтверждает наличие конфликтов с арендодателями и генеральный директор обувного ритейлера Кари Украина Максим Мазитов. А генеральный директор группы компаний Ультра Андрей Макаров добавляет: «ТРЦ хотят отказаться в первую очередь от фиксации льготного курса при расчете стоимости аренды». Официально ритейлеры отказываются называть торговые центры, решившие отказаться от льгот. Но в неофициальных беседах фигурируют Dream Town, Ocean Plaza, Sky Mall, Gulliver и др.

Залишити відповідь