наблюдения
Психологи ищут себе новую работу
В свое время, когда телевизор только становился массовым благом, психологи активно исследовали его влияние на людей. Измерялся, к примеру, рост уровня агрессивности после просмотра разных передач. Сейчас, в эпоху социальных сетей, ученые озадачились исследованием их влияния на самоощущение и привычки пользователей. К примеру, психолог из Нидерландов Пол Киршнер занялся определением связи между социальной сетью и успеваемостью студентов. Как пишет The Daily Mail, искомую связь ему найти все-таки удалось. Опросив учащихся одного из американских вузов, психолог выяснил, что средний балл студентов, использующих социальные сети во время выполнения домашних заданий, на 20% ниже, чем у тех учащихся, которые социальными сетями не пользуются. Так, у поклонников Facebook средняя оценка составляет 3,06 балла (из четырех возможных), тогда как средний балл других студентов — 3,82 (может, все гораздо проще, и в Facebook сидят туповатые студенты? — Прим. ред.).
Психолог Сорайя Мехдизаде пошла еще дальше. Ее вывод таков: любители Facebook — люди с низкой самооценкой и склонностью к самолюбованию. Свое исследование она проводила среди студентов Йоркского университета в Торонто, где и выяснила: чем чаще респондент заходит в эту социальную сеть и обновляет личную информацию на своей странице, тем больше он склонен к самолюбованию. Данное исследование показало и другие результаты: у постоянных пользователей социальной сети часто наблюдается низкая самооценка.
Другую сторону влияния социальных сетей на жизнь их пользователей изучили специалисты фирмы по обеспечению безопасности Norton. Согласно их данным, которые приводит BBC News, две трети пользователей сетей становились жертвами сетевых мошенников. К примеру, только в Великобритании 59% респондентов отметили, что они когда-либо становились жертвами сетевой преступности. Для того чтобы привлечь внимание к проблеме чрезмерной доверчивости пользователей соцсетей, чуть менее года назад нидерландские разработчики создали специальный проект — сайт PleaseRobMe, что в переводе представляет собой вполне вежливое обращение к мошенникам «ограбьте меня, пожалуйста». Этот сайт использует лишь ту информацию, которую пользователи сами «оставляют» в Сети. Например, информацию о своем местонахождении, которая автоматически появляется на страницах в Twitter, как только пользователи выходят в онлайновую игру Foursquare.
изменения
Статусные привычки потребления
TNS предложил новые возможности для изучения респондентов в рамках исследования «MMI Украина». Дело в том, что само исследование из-за кризиса претерпело изменения — появилась необходимость в создании новых модулей и расширении уже используемых. К последним относятся офлайн-измерение аудитории Интернета, психографика, стиль жизни и бюджет времени. Что касается новых модулей, то это индекс потребительских настроений, статусно-потребительская иерархия, электронные версии печатных изданий, изучение аудитории телеканалов.
Модуль статусно-потребительской иерархии дает возможность выяснить размер и состав различных слоев населения. В частности, показать иерархию статусно-потребительских характеристик жителей Украины, их взаимосвязь с социокультурными характеристиками, а также выделить и описать конкретные целевые группы. К примеру, именно этот модуль позволил выяснить, что к представителям реального среднего класса в Украине принадлежит лишь каждый десятый. Им свойственно самоуважение, социальное достоинство, мультимедийность, информационное любопытство и избирательность. Также можно проследить и такие закономерности: чем выше социальный класс, тем лучше самочувствие, чем ниже социальная позиция, тем больше обращений к врачу и объемы потребления лекарств.
Благодаря измерению бюджета времени удалось выяснить, что период активного использования Интернета — поздний вечер. Потребители с достатком «средний плюс» пользуются Сетью в восемь раз чаще, чем люди с достатком «средний минус». Больше половины украинцев смотрят телевизор и параллельно сидят в Интернете, а в первой половине дня наиболее популярный канал коммуникации — радио.
измерения
Карточные потоки
На 7% выросло количество транзакций по платежным картам за первые восемь месяцев 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом
На сегодня держатели платежных карт украинских банков совершают в среднем 4,1 операций в месяц. Еще год назад их было около 3,3. На 10% выросла за 12 месяцев и средняя сумма одной операции — до 453 грн. Привычными в этом году для украинцев стали ранее редко используемые виды операций. Так, они охотнее пополняют посредством платежных карт различные счета, переводят деньги с карты на карту, оплачивают в Интернете коммунальные услуги и услуги мобильных операторов, совершают покупки в интернет-магазинах. Чаще стали использоваться карты и для оплаты товаров в магазинах и торговых центрах.
Количество транзакций будет расти и далее, отмечают в UPC, причем не только за счет увеличения популярности платежных карт. Свою роль также сыграет активизация выпуска кредитных карт банками, ожидаемая уже в конце года.
надежды
Сказался отложенный спрос
На докризисный уровень украинский рынок мобильных телефонов и смартфонов выйдет уже к 2012 г. — к тому есть все предпосылки. По данным IDC, в первом полугодии 2010 г. рынок вырос на 102% в штучном выражении (по сравнению с аналогичным периодом
В сегменте мобильных телефонов, выросшем на 109%, спрос постепенно смещается в сторону сегмента «$100-200». Именно там был зафиксирован наибольший прирост поставок. В то же время доля телефонов нижнего ценового сегмента («до $100») заметно сократилась по сравнению с показателем минувшего года.
Поставки смартфонов и коммуникаторов за анализируемый период выросли на 40%. Доля ценового сегмента «более $300» сократилась вдвое по сравнению с прошлогодними 70%. Здесь свою роль сыграло снижение цен вендорами на наиболее популярные модели смартфонов.
ожидания
В долгий медиапуть
Две трети доходов мировой медиаиндустрии в 2014 г. будут поступать из нецифровых источников. Вместе с тем трансформация медиа и развлечений в цифровой формат происходит быстрее, чем кто-либо мог предположить. В такой двойственной медиаситуации компаниям нужно будет серьезно задуматься о своем будущем медиабалансе, говорится в обзоре тенденций в среде медиа, подготовленном PricewaterhouseCoopers. Рассматривая текущие тенденции, компания постаралась проанализировать их развитие вплоть до указанного выше периода. Так, интернет-реклама в это время будет одним из наиболее динамично растущих сегментов медиарынка с ежегодным приростом в 7,7%. Она станет на одну ступень с телевидением и превратится во второй медиаканал с общемировым оборотом более $100 млрд. Что касается самого медиарынка, то он будет расти в среднем на 5% в год.
Среди регионов, где рост рынков медиа и развлечений станет наиболее стремительным, в PwC особо отметили Латинскую Америку — до 8,8% ежегодного роста. Хотя даже при такой динамике к 2014 г. рынок в регионе достигнет всего $77 млрд. Далее по темпам роста следует Азиатско-Тихоокеанский регион — 6,4% в год вплоть до определенного периода, когда объем рынка достигнет $475 млрд. EMEA хоть и будет демонстрировать относительно скромный показатель роста (4,6% в год), но к
Согласно данным обзора изменение потребительских привычек привело к тому, что «рекламная индустрия отправилась в долгий путь к тотальному маркетингу и тотальной коммуникации». Поведение потребителей, их отзывы превратятся в единственное руководство к коммерческой жизнеспособности продуктов и сервисов. В частности, на поверхность выйдут три основные тенденции. Во-первых, ведущую роль и дальше будет играть растущая сила мобильности устройств. Во-вторых, интернет-восприятие станет доминировать над всем медиапотреблением. В-третьих, из-за роста эффективности и удобства потребления люди проявят большую готовность платить за контент. В итоге медиа к 2014 г. придется научиться создавать действительно броские продукты, которые увидят, услышат и оплатят потребители.
предостережения
Подальше от тихих гаваней
Казалось бы, после двух лопнувших «пузырей» — доткомовского и жилищного — инвесторы должны быть научены горьким опытом. Но это не так. Дидье Сорнет, специалист по «пузырям» и профессор Швейцарского федерального института технологий, говорит, что среда с низкими процентными ставками и малой рентабельностью, где можно переждать финансовые невзгоды, является идеальной для возникновения новых инвестиционных маний. «Сегодня фантастическое время для появления „пузырей“, — отмечает Сорнет, — и согласно нашим оценкам в мире их формируется сразу несколько». Вот основные из них.
Китайская экономика. Почти десятилетний экономический бум вывел многих жителей страны, насчитывающей 1,3 млрд., из бедности, стимулировав потребление и строительство. Как следствие — местный фондовый рынок за последние 15 лет вырос примерно на 300%. Но вот в чем загвоздка: все строительство и потребление в основном финансировалось за счет займов. В 2009 г. китайские банки выдали вдвое больше кредитов, чем в
Акции компаний, специализирующихся на добыче сланцевого газа. Этот относительно избыточный ресурс считается достойной заменой традиционному газу. Котировки компаний, занимающихся исключительно таким бизнесом, например, американских Range Resources и Southwestern Energy, за пять лет взлетели на 72 и 160% соответственно. Однако нынешние цены на газ и без того низкие, а с этими новыми источниками они еще больше опустятся.
Хлопок. Из-за дисбаланса спроса и предложения цены на это сырье за последний год почти удвоились. При этом рост народонаселения вынуждает такие страны, как Китай и Индия, отдавать все новые пахотные земли под выращивание продуктов питания, а не хлопка. Однако двухлетний кризис дал большинству фермеров, к примеру, США, достаточно времени, чтобы нарастить обороты. Так что в ближайшем будущем на рынок будет поступать все больше хлопка, что повлечет за собой снижение цен.
Золото. Этот драгоценный металл дорожал и до кризиса, но паника относительно будущего США и ЕС сделала его рекордно дорогим. Только за последние пять лет цены на золото прибавили 150%. К этому ажиотажу подключились и мелкие западные инвесторы, опасающиеся, что государственные дотации в экономику взвинтят инфляцию, а потому лучше хранить деньги в таких осязаемых активах, как золото. Однако в действительности инфляция на Западе снижается, так что цены на драгметалл уже идут вниз: в июле они снизились на 6%, до 1160 за унцию. И данный тренд может продолжиться.