В Украину снова вернулись многочисленные льготы по НДС, налогу на прибыль, на доходы физических лиц. Народные депутаты, недрогнувшей рукой проголосовавшие 27 ноября за принятие бюджета и отмену льгот для многочисленных отраслей и сфер деятельности, через два месяца эти же льготы восстановили. И что показательно, ни в ноябре 2003 г., ни в феврале 2004 г. многие депутаты законопроект №4000-1 «О внесении изменений в некоторые Законы Украины по вопросам налогообложения в связи с принятием Закона Украины «О Госбюджете Украины на 2004 г.» вообще не читали. Что, в принципе, неудивительно, ведь, например, 5 февраля текст законопроекта (включая таблицы – около двухсот страниц) был роздан для «ознакомления» депутатам лишь за несколько часов до голосования. Постатейно сам законопроект депутаты не рассматривали, голосуя за него фактически без обсуждения.
Действия власти в налоговом поле и на поприще политической реформы по своей стратегии практически идентичны. Власть создает множество направлений наступления (фактически – отвлекающих маневров), постоянных довольно опасных либо для оппозиции (в контексте политреформы), либо для бизнеса (в контексте налоговой политики) законодательных поводов. Оппозиция и бизнес, реагируя, распыляют свой лоббистский порыв. Далее власть и с первыми, и со вторыми «идет на компромисс», убирая самые скандально-противоречивые моменты реформ, оставляя при этом наиболее для себя выгодные. Еще и зарабатывая дополнительные электоральные баллы на образе «конструктивной силы». Стара, как мир, истина: хочешь получить необходимое – проси вдвое больше.
При восстановлении налогового status-quo были исправлены некоторые действительно грубейшие законодательные ошибки бюджета-2004. Например, восстановлены прежние ставки акциза на спирт, используемый для медицинских целей (планы правительства увеличить акциз в восемь раз вызвали панику на рынке лекарственных препаратов накануне нового года). Возвращены льготы по налогообложению добровольных взносов в пользу неприбыльных благотворительных организаций. В то же время большинство остальных законодательных изменений на налоговом поприще было совершено именно в русле выше обозначенной стратегии. То есть государство в целом для бизнеса сохранило «новогодний подарок» в виде абсолютно невыгодной для предпринимателей реструктуризации долга по возмещению НДС. Но при этом восстановило некоторые «отобранные» в ноябре налоговые льготы по отраслям (и это при задекларированных правительством намерениях бороться с отраслевыми льготами!). Единственное исключение относительно возмещения НДС цивилизованным способом было сделано для основных ньюс-мейкеров прошлого года – зернотрейдерских компаний, а также экспортеров продовольственных товаров. По группам 1-24 товарной классификации ВЭД возобновлено возмещение НДС в денежной форме. Льгота не предоставляется лишь при экспорте ячменя и пшеницы до нового урожая. Восстановлены льготы по НДС для самолето-, автомобиле- и судостроения и ВПК. От обложения НДС освобождена продажа жилья на вторичном рынке. По мнению экспертов, фактически всем вышеупомянутым льготам предприниматели предпочли бы «простое», законодательно обоснованное возмещение НДС «в реальном режиме».
Не будет платиться НДС при издании книг и при доставке и подписке периодических изданий. Правда, только украиноязычных. Представители Украинской ассоциации издателей периодической прессы объявили это законодательное изменение «дискриминацией читателей… по языковому принципу» и обратились к президенту с требованием освободить от НДС всех издателей. Впрочем, мы считаем, что дело здесь в том, что условия для ведения бизнеса в стране должны быть равными. И что представители любой отрасли должны бороться не столько за льготы, сколько за прозрачные и единые для всех игроков отрасли правила игры. А также, безусловно, против внесения изменений в эти правила исключительно на эмоциях. Мы считаем, что законы должны сначала обсуждаться с профильными ассоциациями и лидерами рынка, а только потом – приниматься.
Довольно неприятно последние законодательные изменения ударили по крупнейшим табачным компаниям. Так, закон 4000-1 предусматривает увеличение с 1 марта 2004 г. ставки акцизного сбора на «сигареты с фильтром из табака международных лицензионных марок» до 30 гривен за 1000 сигарет. Ставка акциза по другим маркам сигарет с фильтром составляет 11,5 грн. По мнению главы правления АО «Филип Моррис Украина» Лео МакЛохлина, подобными действиями государство «дискриминирует и наказывает тех, кто осуществил инвестиции в экономику этой страны». Соответственно представители табачных компаний намерены лоббировать ветирование законопроекта №4000-1. По словам представителей АО «Филип Моррис Украина», «если государство ставит себе цель получить дополнительные бюджетные поступления от табачной продукции, единственным реалистичным способом ее достижения является недискриминационное и постепенное повышение акцизного сбора независимо от происхождения торговой марки».