Торможение закончилось пробуксовкой

Автомобильный рынок пока топчется на месте, но радует то, что падать вроде уже некуда.

Казалось, что украинский автомобильный рынок в мае этого года нащупал дно. Действительно, уже в июле было продано 15,2 тыс. новых автомобилей, что на 15,3% больше, чем в прошлом году. Но в августе — опять спад, и первые две недели сентября тоже не дали надежд на рост. Поэтому многие участники и эксперты рынка сходятся во мнении, что в лучшем случае до конца года будет продано 150 тыс. авто (из них отечественного производства около 60 тыс. ед.). На 2011 г. прогнозируется не более 170 тыс., ведь в стране нет стимулирующих программ со стороны государства, рынок развивается исключительно самостоятельно. Что же касается восстановления объема сбыта до докризисного уровня, то оно ожидается чуть ли не к 2016 г.

Исходя из показателя количества автомобилей на 1 тыс. жителей, по которому мы сильно отстаем даже от России, эксперты говорят о ежегодном потенциале отечественного рынка в 1 млн. новых авто. Однако не все так просто. Уровень спроса напрямую зависит от уровня доходов, в нем как раз и заключается основной сдерживающий фактор. Уровень доходов украинцев примерно в три раза меньше, чем у тех же россиян. Помимо того, немаловажным фактором является также доступность кредитов и условия кредитования. А эти показатели в Украине очень плохие. Но даже их улучшение не быстро выправит ситуацию, потому что многие потенциальные потребители хорошо помнят, как их коллеги обожглись на кредитах в 2008 г.

Кроме кредитных программ, на рынке можно достаточно эффективно использовать и лизинг. С максимальной эффективностью увеличивают продажи авто различные программы стимулирования сбыта, но это опасный инструмент. В 2009 г. дилеры и импортеры для распродажи автомобилей со своих складов и получения оборотных средств порой опускали цены ниже уровня рентабельности. А клиенты потом не хотели платить дороже за вновь ввезенные машины.

Много надеж связывают с развитием trade-in — перепродажей салонами автомобилей, бывших в употрблении. У нас этот вопрос законодательно не до конца урегулирован, поэтому НДС при перепродаже взимается со всей стоимости авто, а не с разницы между ценами покупки и продажи. В России эта проблема недавно была снята, поэтому сейчас каждый четвертый автомобиль в Москве продается через trade-in. Украинский законопроект № 4385 ожидает рассмотрения во втором чтении. Можно надеяться, что он все же будет принят, и это всколыхнет спрос на новые авто. Тем более что продажи подержанных автомобилей резко замедлились и из-за запрета оформлять подобные сделки через биржу.

Чтобы не упустить благоприятных возможностей для сбыта авто, к ним стоит подготовиться. Прежде всего нужно учесть: если сданный на trade-in автомобиль не продался, то сумма, в которую его оценили, «зависает»: сколько простоит бывший в употреблении автомобиль на площадке у дилера — неизвестно. Например, по словам участников рынка, срок продажи машины средней ценовой категории составляет от двух недель до трех месяцев. Следовательно, для таких машин автосалонам следует подготовить площадки. Кроме того, реализация автомобилей, бывших в употреблении достаточно затратный процесс: нужен персонал, который будет заниматься снятием автомобилей с учета в ГАИ и собственно продажами. Следует также учесть расходы на автосервис, потому что зачастую старые машины находятся в плохом состоянии. Самый простой способ решить все вышеперечисленные проблемы — воспользоваться услугами сторонних компаний, занимающихся перепродажей подержанных автомобилей. Но дилер не в состоянии повлиять на выставляемую ими цену, которая может оказаться невыгодной для человека, планировавшего приобрести новый автомобиль, и салон теряет потенциального покупателя. Поэтому, скорее всего, оптимальной схемой работы с авто, бывшими в употреблении, для автоторговцев будет комиссия: старая машина стоит на площадке и ждет своего покупателя. И лишь когда деньги за нее уплачены, клиент доплачивает разницу и забирает новую машину. Такая схема выгодна и автодилеру, получающему свой процент от сделки и избегающему уплаты налогов, и клиенту, обменивающему автомобиль с минимальными затратами.

Особых перемен на автомобильном рынке до конца года ждать не приходится. Даже начало работы по схеме trade-in в случае принятия закона осенью начнет давать отдачу лишь в следующем году. Да и первый эффект для торговцев новыми авто будет не таким уж радужным, поскольку произойдет некоторый отток покупателей на вторичный рынок. Ситуация сможет выровняться к концу весны 2011 г., и тогда возможен существенный рост продаж.

Что же касается спроса, то следующий год должен окончательно закрепить тенденцию к смещению покупательских предпочтений в сторону более дорогих машин. В таком случае продолжится тенденция уменьшения на рынке доли продукции отечественного автопрома. Если в 2008 г. 60% новых авто были украинского производства, то в 2009-м их доля снизилась до 40%, а до конца 2010-го по прогнозам уменьшится до 30%. Следовательно, отечественному автопрому придется либо искать новые рынки сбыта, либо привлекать на нашу территорию производство современных иностранных автомобилей (в реальность чего уже мало кто верит). Разве что китайцы захотят проложить для себя «шелковый автомобильный путь» в Европу и Россию через территорию Украины.

Надежд немного

Лоик Сибрак, генеральный директор Ситроен Украина:
— Основное, по чему ударил кризис в 2008 г., — это банковская система. Банки закрыли кредитные линии, что моментально сказалось на продажах автомобилей. Так, в 2008 г. доля кредитных продаж по легковым авто была 33,74%, а в 2009-м — 5,48%. Сейчас автокредитование оживает. Доля кредитных продаж за семь месяцев 2010 г. выросла до 9,7%. Однако банковские ставки достаточно высокие, поэтому производители за свой счет компенсируют часть ставок. Например, мы предлагаем десять кредитных программ, самая востребованная из которых — кредит под 0,01% годовых. В итоге покупатель получает автомобиль практически в рассрочку.

Георгий Овсянников, директор департамента маркетинга ассоциации УкрАвтопром:
— Единственное, на что стоит уповать отечественным автопроизводителям, — это trade-in и экспорт. Хотя на счет экспорта можно и поспорить. Мы менее конкурентоспособны, учитывая, что кредиты для наших производителей значительно дороже, чем за рубежом, и поддержки со стороны государства у нас нет. Поэтому, как мне кажется, всколыхнуть автомобильный рынок сейчас может лишь оживление на рынке подержанных авто. Понятно, что легче пойдет на покупку тот потребитель, у кого уже есть старая машина, чтобы обменять ее на новую. Этим летом рынок подержанных машин замер, поэтому можно предположить, что после принятия закона о trade-in, когда будет облагаться НДС лишь маржа от операции по обмену авто, рынок заметно оживится.

Вячеслав Поврозник, вице-президент корпорации УкрАВТО:
— Если говорить о предпочтениях наших потребителей, то в последнее время они проявляют больший интерес к автомобилям класса «В» и SUV. Как мне кажется, это связано с тем, что в данных сегментах представлено много новинок. А вот объем продаж авто класса «С» начал снижаться. Если же разделять по странам-производителям, то покупатели отдают предпочтение европейским и корейским брендам. В то же время Китай и Индия — два сильных производителя — имеют потенциал для развития и в ближайшие три года укрепят свои позиции. После этого возможна новая попытка прорыва азиатских производителей на рынки Европы и Америки.

Виталий Данилюк, начальник отдела маркетинга АТП Атлант, центра коммерческой техники Mercedes-Benz:
— Пока говорить о выходе рынка из кризиса не приходится. Но автомобильный бизнес уже вышел из состояния анабиоза, когда любые маркетинговые действия/инструменты (кроме колоссального снижения цен) не давали никаких результатов. Наша компания возлагает огромные надежды на 2011 г. Причина этого — проведение Евро 2012. Ведь украинская инфраструктура не отвечает европейским требованиям, и для того, чтобы проделать огромную работу за ограниченный период, компаниям, государству придется задействовать намного больше коммерческой техники, закупить и оборудовать специализированные автомобили (скорая помощь, пожарная служба и проч.).

Олег Свинарчук, президент корпорации Богдан:
— Сейчас на украинском рынке четко прослеживается тенденция к увеличению роли такого явления, как отложенный спрос. Для примера рассмотрим рынок коммерческой техники (автобусы и грузовые авто). Во главе угла на этом рынке стоит окупаемость автомобиля, что напрямую связано с его стоимостью. Теоретически снижение платежеспособности потребителя должно было привести к изменению предпочтений в сторону более дешевых. Но на практике мы такого не наблюдаем. Вместо приобретения менее качественных автомобилей потребитель увеличивает сроки эксплуатации имеющихся в его распоряжении транспортных средств и чаще прибегает к капитальному ремонту. Поэтому действие некоторых операторов рынка по снижению цен на свою продукцию не столь эффективно, как им хотелось бы.

Ольга Фролова, маркетолог компании Илта, дилера Peugeot:
— На мой взгляд, предпочтения наших покупателей не сильно изменились: люди все так же интересуются автомобилями и покупают их. Продажи дорогих марок в прошлом году практически не снизились. Это свидетельствует о том, что деньги у людей есть, но предложений, нужных данному сегменту потребителей, маловато. Поэтому продавцам необходимо продумать и предоставить услуги и цены в таком виде, в котором покупатели хотят их видеть. Другими словами, надо подстраиваться под потребности и возможности конкретного клиента.

Залишити відповідь