Автомобильный рынок пока топчется на месте, но радует то, что падать вроде уже некуда.
Казалось, что украинский автомобильный рынок в мае этого года нащупал дно. Действительно, уже в июле было продано 15,2 тыс. новых автомобилей, что на 15,3% больше, чем в прошлом году. Но в августе — опять спад, и первые две недели сентября тоже не дали надежд на рост. Поэтому многие участники и эксперты рынка сходятся во мнении, что в лучшем случае до конца года будет продано 150 тыс. авто (из них отечественного производства около 60 тыс. ед.). На 2011 г. прогнозируется не более 170 тыс., ведь в стране нет стимулирующих программ со стороны государства, рынок развивается исключительно самостоятельно. Что же касается восстановления объема сбыта до докризисного уровня, то оно ожидается чуть ли не к 2016 г.
Исходя из показателя количества автомобилей на 1 тыс. жителей, по которому мы сильно отстаем даже от России, эксперты говорят о ежегодном потенциале отечественного рынка в 1 млн. новых авто. Однако не все так просто. Уровень спроса напрямую зависит от уровня доходов, в нем как раз и заключается основной сдерживающий фактор. Уровень доходов украинцев примерно в три раза меньше, чем у тех же россиян. Помимо того, немаловажным фактором является также доступность кредитов и условия кредитования. А эти показатели в Украине очень плохие. Но даже их улучшение не быстро выправит ситуацию, потому что многие потенциальные потребители хорошо помнят, как их коллеги обожглись на кредитах в 2008 г.
Кроме кредитных программ, на рынке можно достаточно эффективно использовать и лизинг. С максимальной эффективностью увеличивают продажи авто различные программы стимулирования сбыта, но это опасный инструмент. В 2009 г. дилеры и импортеры для распродажи автомобилей со своих складов и получения оборотных средств порой опускали цены ниже уровня рентабельности. А клиенты потом не хотели платить дороже за вновь ввезенные машины.
Много надеж связывают с развитием trade-in — перепродажей салонами автомобилей, бывших в употрблении. У нас этот вопрос законодательно не до конца урегулирован, поэтому НДС при перепродаже взимается со всей стоимости авто, а не с разницы между ценами покупки и продажи. В России эта проблема недавно была снята, поэтому сейчас каждый четвертый автомобиль в Москве продается через trade-in. Украинский законопроект № 4385 ожидает рассмотрения во втором чтении. Можно надеяться, что он все же будет принят, и это всколыхнет спрос на новые авто. Тем более что продажи подержанных автомобилей резко замедлились и из-за запрета оформлять подобные сделки через биржу.
Чтобы не упустить благоприятных возможностей для сбыта авто, к ним стоит подготовиться. Прежде всего нужно учесть: если сданный на trade-in автомобиль не продался, то сумма, в которую его оценили, «зависает»: сколько простоит бывший в употреблении автомобиль на площадке у дилера — неизвестно. Например, по словам участников рынка, срок продажи машины средней ценовой категории составляет от двух недель до трех месяцев. Следовательно, для таких машин автосалонам следует подготовить площадки. Кроме того, реализация автомобилей, бывших в употреблении достаточно затратный процесс: нужен персонал, который будет заниматься снятием автомобилей с учета в ГАИ и собственно продажами. Следует также учесть расходы на автосервис, потому что зачастую старые машины находятся в плохом состоянии. Самый простой способ решить все вышеперечисленные проблемы — воспользоваться услугами сторонних компаний, занимающихся перепродажей подержанных автомобилей. Но дилер не в состоянии повлиять на выставляемую ими цену, которая может оказаться невыгодной для человека, планировавшего приобрести новый автомобиль, и салон теряет потенциального покупателя. Поэтому, скорее всего, оптимальной схемой работы с авто, бывшими в употреблении, для автоторговцев будет комиссия: старая машина стоит на площадке и ждет своего покупателя. И лишь когда деньги за нее уплачены, клиент доплачивает разницу и забирает новую машину. Такая схема выгодна и автодилеру, получающему свой процент от сделки и избегающему уплаты налогов, и клиенту, обменивающему автомобиль с минимальными затратами.
Особых перемен на автомобильном рынке до конца года ждать не приходится. Даже начало работы по схеме trade-in в случае принятия закона осенью начнет давать отдачу лишь в следующем году. Да и первый эффект для торговцев новыми авто будет не таким уж радужным, поскольку произойдет некоторый отток покупателей на вторичный рынок. Ситуация сможет выровняться к концу весны 2011 г., и тогда возможен существенный рост продаж.
Что же касается спроса, то следующий год должен окончательно закрепить тенденцию к смещению покупательских предпочтений в сторону более дорогих машин. В таком случае продолжится тенденция уменьшения на рынке доли продукции отечественного автопрома. Если в 2008 г. 60% новых авто были украинского производства, то в
Надежд немного
Лоик Сибрак, генеральный директор Ситроен Украина:
— Основное, по чему ударил кризис в 2008 г., — это банковская система. Банки закрыли кредитные линии, что моментально сказалось на продажах автомобилей. Так, в 2008 г. доля кредитных продаж по легковым авто была 33,74%, а в
Георгий Овсянников, директор департамента маркетинга ассоциации УкрАвтопром:
— Единственное, на что стоит уповать отечественным автопроизводителям, — это trade-in и экспорт. Хотя на счет экспорта можно и поспорить. Мы менее конкурентоспособны, учитывая, что кредиты для наших производителей значительно дороже, чем за рубежом, и поддержки со стороны государства у нас нет. Поэтому, как мне кажется, всколыхнуть автомобильный рынок сейчас может лишь оживление на рынке подержанных авто. Понятно, что легче пойдет на покупку тот потребитель, у кого уже есть старая машина, чтобы обменять ее на новую. Этим летом рынок подержанных машин замер, поэтому можно предположить, что после принятия закона о trade-in, когда будет облагаться НДС лишь маржа от операции по обмену авто, рынок заметно оживится.
Вячеслав Поврозник, вице-президент корпорации УкрАВТО:
— Если говорить о предпочтениях наших потребителей, то в последнее время они проявляют больший интерес к автомобилям класса «В» и SUV. Как мне кажется, это связано с тем, что в данных сегментах представлено много новинок. А вот объем продаж авто класса «С» начал снижаться. Если же разделять по странам-производителям, то покупатели отдают предпочтение европейским и корейским брендам. В то же время Китай и Индия — два сильных производителя — имеют потенциал для развития и в ближайшие три года укрепят свои позиции. После этого возможна новая попытка прорыва азиатских производителей на рынки Европы и Америки.
Виталий Данилюк, начальник отдела маркетинга АТП Атлант, центра коммерческой техники Mercedes-Benz:
— Пока говорить о выходе рынка из кризиса не приходится. Но автомобильный бизнес уже вышел из состояния анабиоза, когда любые маркетинговые действия/инструменты (кроме колоссального снижения цен) не давали никаких результатов. Наша компания возлагает огромные надежды на 2011 г. Причина этого — проведение Евро 2012. Ведь украинская инфраструктура не отвечает европейским требованиям, и для того, чтобы проделать огромную работу за ограниченный период, компаниям, государству придется задействовать намного больше коммерческой техники, закупить и оборудовать специализированные автомобили (скорая помощь, пожарная служба и проч.).
Олег Свинарчук, президент корпорации Богдан:
— Сейчас на украинском рынке четко прослеживается тенденция к увеличению роли такого явления, как отложенный спрос. Для примера рассмотрим рынок коммерческой техники (автобусы и грузовые авто). Во главе угла на этом рынке стоит окупаемость автомобиля, что напрямую связано с его стоимостью. Теоретически снижение платежеспособности потребителя должно было привести к изменению предпочтений в сторону более дешевых. Но на практике мы такого не наблюдаем. Вместо приобретения менее качественных автомобилей потребитель увеличивает сроки эксплуатации имеющихся в его распоряжении транспортных средств и чаще прибегает к капитальному ремонту. Поэтому действие некоторых операторов рынка по снижению цен на свою продукцию не столь эффективно, как им хотелось бы.
Ольга Фролова, маркетолог компании Илта, дилера Peugeot:
— На мой взгляд, предпочтения наших покупателей не сильно изменились: люди все так же интересуются автомобилями и покупают их. Продажи дорогих марок в прошлом году практически не снизились. Это свидетельствует о том, что деньги у людей есть, но предложений, нужных данному сегменту потребителей, маловато. Поэтому продавцам необходимо продумать и предоставить услуги и цены в таком виде, в котором покупатели хотят их видеть. Другими словами, надо подстраиваться под потребности и возможности конкретного клиента.