кризис-менеджмент
Сориентировались. Вовремя ли?
Motorola подвела своих инвесторов и фанатов: она так и не сумела повторить успех модели телефона RAZR, которая появилась в 2004 г. и фактически вывела организацию в число лидеров мирового рынка. Американская компания не уловила потенциальный спрос на смартфоны, все больше отставая от конкурирующих Nokia, Apple и RIM, и уже по итогам 2008 г. оказалась в минусе. Тогда Motorola перетрясла команду менеджеров и решила разделиться на две независимые структуры: одна занималась бы мобильными телефонами и решениями для дома, другая — телекоммуникационным оборудованием. Завершить реорганизацию планируется в 2011 г.
Тем временем компания активно сокращает затраты, для чего с начала этого года были закрыты офисы в Чехии, Венгрии и странах Северной Европы. В июле такая участь постигла украинское представительство. Такой шаг был вполне логичным, ведь последние четыре года производитель терял позиции. По данным Unitrade Group, если в первой половине 2006 г. его доля на украинском рынке составляла 5%, то в тот же период
С июля за операции, производимые в нашей стране, отвечал российский офис, однако с 1 января 2011 г. он прекратит свою работу. Такое решение назревало давно: по оценкам Евросети, Motorola на украинском рынке сократила свою долю с 19,4% в 2004 г. до менее чем 1% в
Впрочем, компания не теряет оптимизма. Она делает ставку на телефоны на базе ОС Android, и ее модели Droid X неплохо продаются. Верит в будущее бизнеса и ее знаменитый акционер Карл Айкан, увеличивший в августе свой пакет с 1 до 10%.
финансовые взлеты
Один за другим
Apple продолжает ставить рекорды. Прежде всего по итогам IV финансового квартала, завершившегося 25 сентября, производитель увеличил выручку на 67% (до $20,34 млрд.) и практически удвоил прибыль (до $4,31 млрд.). Такие финансовые итоги — результат успешного продвижения старых и новых продуктов. Продажи компьютеров Mac выросли на 27% и достигли 3,89 млн. штук. Смартфонов iPhone удалось продать 14,1 млн. — на 91% больше, чем в прошлом году. Планшетники iPad разошлись тиражом в 4,2 млн. единиц, хотя это меньше, чем прогнозировали аналитики. В целом компания оправдала ожидания высоких квартальных результатов, на фоне которых стоимость акций Apple на Nasdaq впервые перевалила за отметку $300 и 13 октября достигла $301,96 за штуку. Еще один рекорд: в середине мая 2010 г. рыночная стоимость компании впервые превзошла капитализацию ближайшего конкурента — Microsoft. Организация Стива Джобса тогда была оценена инвесторами в $222 млрд., детище Билла Гейтса — в $219 млрд. Затем Microsoft вернул позиции, хотя отрыв остается небольшим.
диверсификация
Успешная «самоконкуренция»
Schibsted выгодно отличается от других издателей периодической прессы: пока те оплакивают потерю прибылей от рекламы, эта норвежская медиагруппа построила собственный онлайновый бизнес по размещению частных объявлений. «Мы не боялись каннибализации», — объясняет СЕО Рольв Эрик Рисслад решение компании в 1990 г. запустить сайт рубричной рекламы FINN.no, который напрямую конкурировал с ее ежедневными газетами VG, Aftenposten и 20 Minutes. Эта стратегия была поставлена на конвейер. Онлайновый рекламный бизнес группы сейчас включает в себя сайты в 22 странах, позволяющие покупать, продавать или предлагать любые товары и услуги: от автомобилей в Малайзии до вакансий в Аргентине. Органический рост и серия поглощений за 20 лет превратили Schibsted в третьего по величине игрока рынка онлайновой рубричной рекламы после американских eBay и Craigslist.
Бизнес-модели Schibsted и Craigslist очень похожи одна на другую. Обе компании не берут денег за размещение рекламы. Американцы лишь взимают плату за публикацию объявлений в премиальных категориях (например, недвижимость на Манхэттене), норвежцы — за более выгодное расположение рекламы (скажем, всегда вверху списка). Также Schibsted выделяет место под баннерную бизнес-рекламу, чего не делает Craigslist. Подход норвежцев успешнее: доходы их порталов в первой половине 2010 г. достигли $245 млн., а маржа превысила 60%. Продажи Craigslist за весь минувший год оцениваются экспертами в $120 млн.
Правда, другим издателям следовать примеру Schibsted, наверное, поздно. Вступать в борьбу с уже укрепившимися конкурентами не так просто. Это группа поняла в 2003 г., когда запустила сайт объявлений в Швеции, но тот так и не смог обогнать по рейтингу местный Blocket.se. Через несколько месяцев Schibsted закрыл свой проект и за $27,3 млн. купил Blocket.se. Аналогичную стратегию в Европе использует интернет-аукцион eBay. Именно благодаря поглощениям в