В мировых компаниях

кризис-менеджмент

Сориентировались. Вовремя ли?
Motorola подвела своих инвесторов и фанатов: она так и не сумела повторить успех модели телефона RAZR, которая появилась в 2004 г. и фактически вывела организацию в число лидеров мирового рынка. Американская компания не уловила потенциальный спрос на смартфоны, все больше отставая от конкурирующих Nokia, Apple и RIM, и уже по итогам 2008 г. оказалась в минусе. Тогда Motorola перетрясла команду менеджеров и решила разделиться на две независимые структуры: одна занималась бы мобильными телефонами и решениями для дома, другая — телекоммуникационным оборудованием. Завершить реорганизацию планируется в 2011 г.

Тем временем компания активно сокращает затраты, для чего с начала этого года были закрыты офисы в Чехии, Венгрии и странах Северной Европы. В июле такая участь постигла украинское представительство. Такой шаг был вполне логичным, ведь последние четыре года производитель терял позиции. По данным Unitrade Group, если в первой половине 2006 г. его доля на украинском рынке составляла 5%, то в тот же период 2009-го — всего 2%. В прошлом году из новинок было решено продавать в Украине исключительно премиальные модели Aura и VE66 Luxury Edition стоимостью $2 тыс. и $700 соответственно.

С июля за операции, производимые в нашей стране, отвечал российский офис, однако с 1 января 2011 г. он прекратит свою работу. Такое решение назревало давно: по оценкам Евросети, Motorola на украинском рынке сократила свою долю с 19,4% в 2004 г. до менее чем 1% в 2010-м. Сегодня ей почти нечего предложить потребителям, кроме аксессуаров, поэтому более выгодным может оказаться переход на непрямую модель дистрибуции.

Впрочем, компания не теряет оптимизма. Она делает ставку на телефоны на базе ОС Android, и ее модели Droid X неплохо продаются. Верит в будущее бизнеса и ее знаменитый акционер Карл Айкан, увеличивший в августе свой пакет с 1 до 10%.

финансовые взлеты

Один за другим
Apple продолжает ставить рекорды. Прежде всего по итогам IV финансового квартала, завершившегося 25 сентября, производитель увеличил выручку на 67% (до $20,34 млрд.) и практически удвоил прибыль (до $4,31 млрд.). Такие финансовые итоги — результат успешного продвижения старых и новых продуктов. Продажи компьютеров Mac выросли на 27% и достигли 3,89 млн. штук. Смартфонов iPhone удалось продать 14,1 млн. — на 91% больше, чем в прошлом году. Планшетники iPad разошлись тиражом в 4,2 млн. единиц, хотя это меньше, чем прогнозировали аналитики. В целом компания оправдала ожидания высоких квартальных результатов, на фоне которых стоимость акций Apple на Nasdaq впервые перевалила за отметку $300 и 13 октября достигла $301,96 за штуку. Еще один рекорд: в середине мая 2010 г. рыночная стоимость компании впервые превзошла капитализацию ближайшего конкурента — Microsoft. Организация Стива Джобса тогда была оценена инвесторами в $222 млрд., детище Билла Гейтса — в $219 млрд. Затем Microsoft вернул позиции, хотя отрыв остается небольшим.

диверсификация

Успешная «самоконкуренция»
Schibsted выгодно отличается от других издателей периодической прессы: пока те оплакивают потерю прибылей от рекламы, эта норвежская медиагруппа построила собственный онлайновый бизнес по размещению частных объявлений. «Мы не боялись каннибализации», — объясняет СЕО Рольв Эрик Рисслад решение компании в 1990 г. запустить сайт рубричной рекламы FINN.no, который напрямую конкурировал с ее ежедневными газетами VG, Aftenposten и 20 Minutes. Эта стратегия была поставлена на конвейер. Онлайновый рекламный бизнес группы сейчас включает в себя сайты в 22 странах, позволяющие покупать, продавать или предлагать любые товары и услуги: от автомобилей в Малайзии до вакансий в Аргентине. Органический рост и серия поглощений за 20 лет превратили Schibsted в третьего по величине игрока рынка онлайновой рубричной рекламы после американских eBay и Craigslist.

Бизнес-модели Schibsted и Craigslist очень похожи одна на другую. Обе компании не берут денег за размещение рекламы. Американцы лишь взимают плату за публикацию объявлений в премиальных категориях (например, недвижимость на Манхэттене), норвежцы — за более выгодное расположение рекламы (скажем, всегда вверху списка). Также Schibsted выделяет место под баннерную бизнес-рекламу, чего не делает Craigslist. Подход норвежцев успешнее: доходы их порталов в первой половине 2010 г. достигли $245 млн., а маржа превысила 60%. Продажи Craigslist за весь минувший год оцениваются экспертами в $120 млн.

Правда, другим издателям следовать примеру Schibsted, наверное, поздно. Вступать в борьбу с уже укрепившимися конкурентами не так просто. Это группа поняла в 2003 г., когда запустила сайт объявлений в Швеции, но тот так и не смог обогнать по рейтингу местный Blocket.se. Через несколько месяцев Schibsted закрыл свой проект и за $27,3 млн. купил Blocket.se. Аналогичную стратегию в Европе использует интернет-аукцион eBay. Именно благодаря поглощениям в 2004-2005 гг. он стал лидером в Германии и Великобритании. Однако в США eBay открыл свою доску объявлений лишь в 2008 г. — слишком поздно, чтобы обогнать по популярности Craigslist.

Залишити відповідь