В идеале современный стадион должен работать и непрерывно приносить доход.
Это невозможно без IТ-инфраструктуры.
Современный футбольный стадион — весьма дорогой объект. Окупить его только за счет дохода от продажи билетов нереально. Поэтому на IТ-инфраструктуру, без которой он не может успешно выполнять свою основную функцию, возлагаются особые задачи: создавать возможности для получения дохода за счет дополнительных сервисов для болельщиков, расширения функциональности помещений стадиона и создания мультимедийных продуктов, предназначенных для продажи. Об этом мы и говорили с Александром Атаманенко, генеральным директором «Донбасс Арены».
Футбольный стадион — довольно необычный объект информатизации. Расскажите о его IТ-инфраструктуре, решаемых ею задачах.
ФК «Шахтер» намерен стать одним из лучших клубов Европы. Для этого и его домашний стадион должен быть соответствующим, отвечающим современным требованиям. Если сказать о таком стадионе кратко, то он должен соответствовать требованиям УЕФА, описанным правилом «3S»: safety, security, service (надежность, безопасность, сервис). Мы к этим «S» хотим добавить еще одно — special atmosphere — особую атмосферу во время матча. Арена должна также способствовать достижению стратегических целей, которые ставятся перед клубом: спортивные показатели команды, болельщики и финансовый результат.
При разработке IТ-инфраструктуры стадиона учитывались все эти факторы. Перед проектированием мы изучили соответствующие лучшие европейские и мировые практики, причем делали это сразу с компанией Cisco. Насчитали 153 IТ-сервиса, которые могли бы быть внедрены на нашем стадионе. По приоритету разбили их на три группы. Первые должны быть реализованы на момент открытия арены; вторые — спустя год-два; третьи — после этого срока. Однако проектирование IТ-систем велось сразу с учетом возможности реализации всех этих сервисов.
В целом выбранную нами концепцию можно назвать Smart Stadium («умный стадион»). На стадионе действует безналичная система оплаты с помощью абонементов или временных карт. Входы на стадион полностью автоматизированы — достаточно вставить абонемент или билет в отверстие на электронном турникете и пройти внутрь. Сеть Wi-Fi охватывает весь стадион, включая трибуны.
В основе аппаратной инфраструктуры — сетевые решения Cisco и blade-серверы Dell. Операционная среда — Microsoft Server 2008. Эти два уровня позволяют работать всем бизнес-системам. Данные системы продажи билетов, электронный документооборот, CRM, управление проектами, бухгалтерия — всего их около 20. Компания Инком реализовала проект по организации службы поддержки Service Desk и постановке процессов «Управление инцидентами» и «Управление уровнем услуг».
Для современной арены очень важна коммуникационная деятельность, которую мы строим в пределах CRM-системы. Сформировали базу наших болельщиков, учитываем их глобальные и локальные пожелания: сезонные абонементы, программа проекта «Школьный клуб» и др. Стремимся к прямому общению с ними с помощью службы мобильных сообщений, электронной почты.
Как организована эксплуатация IТ-инфраструктуры: что делается своими силами (и какими), а что отдано на аутсорсинг?
Эксплуатация и расширение системы производятся в основном силами нашего IТ-департамента, хотя он и не очень большой — 17 человек. Партнеры на основе соглашений выполняют отдельные виды работ, например, привлекаются для устранения аварий, если таковые возникнут.
IТ-система стадиона создавалась с таким расчетом, чтобы была возможность не только проводить футбольные матчи на качественном уровне, но и производить различные мультимедийные продукты, организовывать трансляции на разных площадках. Насколько вам это удается делать?
Несмотря на то что футбольный стадион третьего поколения не имеет беговых дорожек и зрительские места максимально приближены к газону, он является многофункциональным. Кроме футбольных матчей, на нем проводятся различные мероприятия. Задача — работать 365 дней в году. Причем эти рабочие дни начинаются у нас в 7 утра (в это время открывается фитнесс-центр Fresh) и заканчиваются порой в те же 7 утра
с закрытием бара Tribunelounge. Помимо этого, мы ведь управляем еще и парком, окружающим стадион.
По всему стадиону внутри чаши и в различных помещениях у нас установлено около 500 мониторов разного размера. Единая система отображения создана в соответствии с концепцией цифрового управления контентом Digital Signage и позволяет адресовать информацию на каждый монитор. Например, на экраны, расположенные в заведениях общепита, выводятся меню, информационные ролики или прямая трансляция, а в чаше стадиона — повторы интересных моментов матчей, статистика игр
и т. п. А в экстренных случаях все мониторы будут работать как указатели направлений и маршрутов эвакуации.
В ближайшее время начнем вести трансляции на нашем сайте послематчевых пресс-конференций; готовим производство роликов, которые будут выкладываться на том же сайте и в YouTube; готовим платформу для запуска полноценного онлайн-телевидения; помогаем нашим компаниям-вещателям поднять на более высокий качественный уровень трансляции футбольных матчей.
IТ-инфраструктура задействована практически во всех рабочих процессах стадиона, поэтому должна быть обеспечена высочайшая ее надежность. Для этого есть резервирование основных систем и предъявляются высокие требования к уровню сервиса, предоставляемого нашими партнерами.
Как лично вы используете IТ-систему для управления компанией?
Эту систему используют все, в том числе и болельщики. Лично мне она позволяет получать необходимую информацию, общаться со своей командой и принимать решения, даже если я нахожусь в командировке. Сейчас мы работаем над тем, чтобы повысить оперативность предоставления управленческой информации и ее глубину вплоть до уровня подразделения, основных сотрудников.
С момента сдачи стадиона в эксплуатацию что уже изменилось в IТ-системе, инфраструктуре, а что планируется изменить?
Я уже говорил о поэтапном внедрении IТ-сервисов. Постепенно внедряются сервисы второй группы. Недавно появилось корпоративное управление проектами на базе MS Project, ведется обновление некоторых программных продуктов, в частности, CRM-системы. Скоро появится возможность не только покупать билеты в онлайне, но и распечатывать их прямо дома, осуществлять оплату с мобильных телефонов и др.
Объект информатизации
Пятидесятитысячная «Донбасс Арена» — первый стадион в Восточной Европе, спроектированный и построенный в соответствии со стандартами УЕФА для стадионов элит-категории. Общая стоимость проекта вместе с парком, расположенным вокруг арены, составляет $400 млн. Начало строительства — 2006 г. Генеральный подрядчик — турецкая компания ENKA. Окончание строительства и открытие стадиона — 2009 г.
Дизайн арены разработала АрупСпорт, ранее создавшая стадионы «Манчестер Сити» (Англия), «Альянц Арена» (Германия), «Валенсия» (Испания) и «Сидней» (Австралия).
В здании стадиона размещаются три ресторана, четыре бара для держателей абонементов, лаунж-бар, десятки фастфудов, фитнес-центр. Здесь же располагается фан-кафе, музей и фирменный магазин ФК «Шахтер».
События, происходящие на поле, одновременно транслируются на два светодиодных экрана — каждый площадью 92 кв. м. По периметру игрового поля размещается линия электронных рекламных щитов общей длиной 267 м. По периметру крыши арены смонтированы 272 прожектора, обеспечивающие на поле уровень освещенности в 2 тыс. люкс. Задействованы 448 камер системы видеонаблюдения. Информационная система имеет 6 тыс. портов.
В объектах питания на стадионе расплачиваются только посредством системы DA Money и платежной карты, которую можно приобрести в кассах или у стюардов. Системы контроля доступа и входные турникеты работают не только со штрихкодами, но и с RFID-метками. Система хранения данных имеет емкость 250 Tб,
что позволяет протоколировать результаты видеонаблюдения.
Обслуживают «Донбасс Арену» две городские подстанции (для резервирования), имеются два резервных дизель-генератора. Основные потребители также подключены к источникам бесперебойного питания.
Акцент смещается на инженерную и IТ-составляющие
Александр Федченко, президент компании Инком:
— Такой стадион, как «Донбасс Арена», — это огромный бизнес-проект. Чтобы обеспечить комфорт, безопасность и качество сервисов для болельщиков, без современных информационных технологий не обойтись. Если раньше при сооружении стадионов наибольшую часть затрат составляли расходы на само строительство, то в настоящий момент, полагаю, акцент смещается на инженерную и IТ-составляющие.
Приятно, что Инком также внес свой вклад в создание «Донбасс Арены». Нами реализован консалтинговый проект, позволивший формализовать деятельность по предоставлению и поддержке IТ-, а также инженерно-технических сервисов. В целом этот инструмент позволяет анализировать работу как информационной, так и технической инфраструктуры, что существенно упрощает принятие управленческих решений на основе полученных объективных данных.