На этой неделе Банк Японии должен приступить к ослаблению монетарной политики, независимо от решения ФРС, так как необходимы срочные меры для стимуляции анемичной экономики, чтобы предотвратить ее падение по дефляционной спирали.
На прошлой неделе Центробанк Японии сообщил о переносе заседания, изначально назначенного на конец текущего месяца. Оно пойдет в четверг и пятницу сразу после того, как ФРС вынесет в среду вердикт относительно дальнейшего курса монетарной политики.
Изменения в расписании заседаний дают Банку великолепную возможности отступить от принятого в начале октября решения о снижении ключевой процентной ставки с 0,1% почти до нулевого уровня и внести пятитриллионную программу по приобретению активов, включая гособлигации.
Однако существует риск, что Банк Японии успокоится, если дополнительное количественное смягчение, предпринятое ФРС, не окажет сильного влияния на валютный рынок. По словам представителей японского Центробанка, дальнейшее укрепление йены представляет опасность для экономики. Как считают многие наблюдатели, он может перейти к действиям, если после того, как ФРС объявит о своем решении, доллар опустится до рекордно низкой отметки в 79,75 йен.
Но даже если этого не случится, финансовые власти Японии не должен сидеть, сложа руки.
Иначе создастся впечатление, что Банк не намерен активно решать сложную задачу по стимуляции внутреннего спроса, а играет с ФРС в кошки-мышки. Действительно, шаги предпринятые в начале октября говорят о том, что у финансовых властей хватило благоразумия на решительны действия. На этой неделе представляется очередная возможность заявить о себе.
Банк Японии не может себе позволить своим бездействием еще больше усугубить и без того жестокое давление на цены в стране. В сентябре базовый индекс потребительских цен в
Центробанк также должен опасаться, как бы не попасть в ловушку собственных прогнозов, которые оказались слегка более оптимистичными.
Согласно его ожиданиям, в финансовом году, который начинается в апреле 2011 г., цены скромно подрастут на 0,1%. А в следующем финансовом году их рост достигнет 0,6%. Хотя эти прогнозы все еще не дотягивают до уровня, который в представлении банка знаменует «ценовую стабильность», по мнению многих экономистов, они слишком оптимистичны.
Во втором квартале рост ВВП составил лишь 1,5% в годовом исчислении против
В условиях фактически нулевой ставки Банк Японии должен больше полагаться на то, как воспринимаются его действия, чем на то какой фактический механический эффект они производят.
По словам представителей Центробанка, заседание было перенесено на грядущие выходные, чтобы обсудить подробности и условия покупки бумаг торгуемых на бирже фондов и ипотечных инвестиционных трастов. Хорошо было бы быстро определить условия для новых сделок по приобретению данных активов.
Но, чтобы продемонстрировать, что он действительно намерен вывести экономику страны из депрессии, Банк Японии должен двигаться вперед и расширять свою пятитриллионную программу по приобретению активов вне зависимости от того, какое решение будет принято ФРС.
Между тем, некоторые члены правления Банка Японии на своем первом заседании в октябре выразили беспокойство относительно последствий снижений процентной ставки. Это сигнализирует о том, что банк, возможно, не хочет осуществлять каких-либо дальнейших снижений процентной ставки в ближайшее время.
«Некоторые члены сказали, что если процентные ставки снизятся до чрезмерного уровня, негативные последствия этого снижения будут более значительными, чем последствия от смягчения денежно-кредитной политики, поскольку финансовая промежуточная функция будет нарушена в результате снижения прибыли финансовых институтов и инвесторов», — показали протоколы заседания Банка Японии, прошедшего 4 и 5 октября.
На своем заседании банк объявил о «всеобъемлющем смягчении денежно-кредитной политики». Банк также снизил свою процентную ставку до диапазона 0,0%-0,1% с 0,1% ранее и заявил, что ставка будет оставаться практически нулевой до тех пор, пока цены не начнут преодолевать дефляционное давление.
Банк Японии также решил создать фонд в размере 5 трлн иен для покупки различных финансовых активов, включая государственные и корпоративные облигации.