На этой неделе рынки, скорее всего, удивит не размер и масштабы программы ФРС по количественному смягчению, а то, что другие крупные Центробанки будут действовать с ФРС сообща, чтобы добиться стабилизации мирового экономического роста, пишет Dow Jones Newswires.
Появляется все больше оснований полагать, что лидеры финансовых ведомств стран большой двадцатки приближаются к заключению соглашения, которое позволит выровнять существующие диспропорции текущих балансов за счет снятия торговых барьеров и стимуляции внутреннего спроса, и не развязывать «валютной войны», призрак которой так долго витал в воздухе.
Некоторые эксперты даже полагают, что саммит большой двадцатки приостановит наращивание валютных резервов и тем самым положит конец валютным манипуляциям, которые практикуются отдельными странами в одностороннем порядке.
Таким образом, будет вполне логично, если крупные Центробанки последуют данному примеру и попытаются затормозить наблюдавшееся в последнее время резкое падение доллара и выстроить политику таким образом, чтобы обеспечить более равномерный рост мировой экономики.
Как показали опубликованные на этой неделе данные, экономики стран Азии устремляются вперед во главе с Китаем при том, что западные страны, включая США, продолжают балансировать на грани второго дна рецессии.
Конечно, судьбу доллара и других ведущих валют продолжает определять ФРС.
Слабые экономические показатели провоцируют американский Центробанк влить дополнительную ликвидность на финансовые рынки, однако, учитывая необходимость координации международной политики, удерживания доходности гособлигаций на низком уровне и стабилизации финансовых рынков, ФРС воздержится от сюрпризов.
Ее политика должна быть такой, чтобы даже столь важные события, как публикация пятничного индекса занятости в несельскохозяйственном секторе, не оказывали сильного влияния на рынок теперь, когда уже стало известно, что США намерены постепенно ослаблять монетарную политику в ближайшие несколько месяцев.
Но реальный толчок рынкам могут на этой неделе дать другие крупные Центробанки.
Банк Японии намерен провести совещание сразу же после заседания ФРС, таким образом дав понять, что готов приступить к очередному этапу количественного смягчения.
Как показали последние несколько недель, массивные сентябрьские интервенции не смогли предотвратить падение доллара, который достиг нового пятнадцатилетнего минимума по отношению к йене.
С другой стороны, некоторые члены правления Банка Японии на своем первом заседании в октябре выразили беспокойство относительно последствий снижений процентной ставки. Это сигнализирует о том, что банк, возможно, не хочет осуществлять каких-либо дальнейших снижений процентной ставки в ближайшее время.
«Некоторые члены сказали, что если процентные ставки снизятся до чрезмерного уровня, негативные последствия этого снижения будут более значительными, чем последствия от смягчения денежно-кредитной политики, поскольку финансовая промежуточная функция будет нарушена в результате снижения прибыли финансовых институтов и инвесторов», — показали протоколы заседания Банка Японии, прошедшего 4 и 5 октября.
На своем заседании банк объявил о «всеобъемлющем смягчении денежно-кредитной политики». Банк также снизил свою процентную ставку до диапазона 0,0%-0,1% с 0,1% ранее и заявил, что ставка будет оставаться практически нулевой до тех пор, пока цены не начнут преодолевать дефляционное давление.
Банк Японии также решил создать фонд в размере 5 трлн иен для покупки различных финансовых активов, включая государственные и корпоративные облигации.
Китай также продемонстрировал, что готов к изменениям в собственной политике. Он не будет препятствовать недавнему укреплению, таким образом, немного закрутив гайки.
Последние экономические данные в Великобритании оказались лучше ожиданий, и теперь нет необходимости Банку Англии продолжать ослабление монетарной политики.
Однако, поскольку восстановление британской экономики все еще под вопросом, так как здесь грядет резкое сокращение бюджетных расходов, возможно, Банк все же обсудит возможность дальнейшего количественного смягчения на предстоящем заседании в четверг.
Европейский Центробанк, который также завершает дискуссию в четверг, вряд ли согласится на продолжение ослабления монетарной политики, учитывая крепкий рост некоторых крупных стран-членов.
Однако, поскольку положение некоторых периферийных стран-должников все еще очень шаткое, ЕЦБ, скорее всего, пока отложит ужесточение исключительно либеральной монетарной политики.
Если каждый Центробанк перестанет тянуть одеяло на себя, если им удастся скоординировать монетарную политику, чтобы поддержать восстановление мировой экономики, курс доллара стабилизируется, к чему и стремятся большинство политиков во всем мире.
Между тем, Резервный банк Австралии во вторник удивил финансовые рынки, повысив ключевую процентную ставку на 25 базисных пунктов до 4,75%. Это стало первым изменением политики за шесть месяцев.
Ожидания повышения ставки РБА ослабли на прошлой неделе, после того как инфляция в Австралии за III квартал оказалась ниже ожиданий. Хотя текущий прогноз РБА уже предполагает, что инфляция вырастет со временем, оценки не превышают целевой район 2%- 3%.
Из 18 экономистов, опрошенных Dow Jones Newswires, 12 прогнозировали, что центральный банк оставит ставку на уровне 4,5%.
По словам экономистов, выходившие в последнее время экономические отчеты рисовали довольно противоречивую картину, предоставляя РБА время на раздумье, прежде чем повышать процентные ставки.
РБА в 2009 году первым из ведущих центральных банков повысил процентные ставки, несмотря на все еще не слишком благоприятную ситуацию в мировой экономике. К маю этого года банк повысил ключевую ставку в общей сложности на 150 базисных пунктов, но с тех пор воздерживался от каких-либо действий в ожидании новых данных и признаков того, что в мировой экономике не начнется спад.
Тем не менее, сигналы, поступающие со стороны РБА в виде заявлений и выступлений, продолжают указывать на то, что он твердо намерен ужесточать денежно-кредитную политику. Ожидается, что в краткосрочной перспективе РБА примет упреждающие меры против роста инфляции в 2011 году на фоне крупнейшего бума в горнодобывающей промышленности с