Одноактный балет «Синий бог, или Огненная птица» – четвертая попытка Андриса Лиепы воссоздать знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева.
Вот уже больше пятнадцати лет Андрис Лиепа, танцор Большого театра, а ныне продюсер, не оставляет работу над проектом, посвященным восстановлению балетных спектаклей, создавших когда-то европейскую славу знаменитым «Русским сезонам». В начале ХХ века Сергей Дягилев взбудоражил весь Париж, показав французам, что такое русское искусство. В 1990-х Лиепа решил напомнить об этом если не Европе (в Париже помнят – там даже площадь именем Дягилева назвали), то хотя бы соотечественникам.
В первый раз «Синего бога» показали в Париже в 1912 году. До сих пор его ни разу не восстанавливали.
Начало было положено постановкой трех одноактных балетов Михаила Фокина, заслуживших когда-то международное признание. Российская пресса отнеслась к затее скептически: Лиепа – не Дягилев, да и мир уже не тот. Мы своего мнения не составили, поскольку в Украину ни один из спектаклей не привозили. Зато сегодня у нас появилась такая возможность. 24 и 25 ноября в Национальной опере состоится премьера «Синего бога». Постановка уникальна тем, что впервые была показана в Париже в 1912 году и до недавнего времени никогда не восстанавливалась. Тогда в ней участвовали знаменитые Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. Сегодня – не менее известные Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе.
Художественный руководитель балета Национальной оперы Украины Виктор Яременко – хороший друг и бывший одноклассник Андриса и Илзе Лиепы по московскому хореографическому училищу.
«&» попросил его рассказать о проекте «Русские сезоны-2» и дать свой прогноз – чего зритель может ожидать от премьеры.
«Три первых балета «Жар-птица», «Петрушка» и «Шахерезада» мы делали вместе с Андрисом, – говорит Виктор Яременко. – Я был первым исполнителем партии Золотого Раба в «Шахерезаде», а моя жена Татьяна Билецкая танцевала в «Петрушке» с Лиепой. По архивным документам были детально воссозданы декорации вплоть до занавеса с надписью «Русские сезоны». Премьера состоялась в Кировском театре, потом в Большом. Был снят фильм-балет на «Мосфильме». У публики – большой успех. «Шахерезада» вообще произвела фурор. Андрис продолжил «раскопки» в загашниках малоизвестных балетов Фокина и даже вышел на его внучку Изабель. Как результат – появился «Синий бог».
Первая постановка «Синего бога» оказалась неудачной и показана в Париже всего шесть раз. Даже в своих мемуарах Фокин о ней не вспоминает. Не очень хорошие предпосылки для восстановления балета. Виктор Яременко комментирует это так: «В то время вообще многие из балетов Фокина и Вацлава Нижинского шли под сумасшедшую критику прессы, а сегодня их новаторство воспринимается как шедевр балетного искусства.
Я этот балет не смотрел. Только знаю, что в Москве прошла премьера, и пресса, как и в начале прошлого века, отнеслась к ней не очень благожелательно. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Думаю, равнодушным никто не останется – событие неординарное.
Во-первых, артисты танцуют замечательно. Правда, в последнее время Николая Цискаридзе преследуют травмы, но он продолжает танцевать и, я полагаю, находится в форме. Во-вторых, Андрис всегда очень скрупулезно относится к воссозданию костюмов. Думаю, костюмы и декорации будут тоже потрясающими.
Весь кордебалет и антураж обеспечит труппа Русского балета Вячеслава Гордеева. Должно быть массово и красочно. А уже хореографический язык оценим вместе со зрителями: либо он устарел, либо современен и сегодня. Жду с нетерпением и спектакля, и встречи со старыми друзьями».