Дефицит к новому году

Усложнение условий прохождения таможни тормозит развитие рынка бытовой техники. Предложение может отстать от роста спроса.

Украинский рынок бытовой техники в последние годы демонстрирует бодрое развитие. Так, темпы прироста объемов продаж в 2006 г. составили около 21% (в 2005 г. – 25%). В дальнейшем рост рынка будет замедляться: в 2007 г. ожидается прирост около 16% в 2008 г. – не более 13% и т. д. Это, впрочем, тоже совсем неплохо. Тем не менее и здесь не обходится без проблем.

Для крупных операторов рынка бытовой техники изрядной ложкой дегтя на всеобщем рыночном празднике жизни, похоже, являются проблемы с таможней. Дмитрий Потапнев, директор по маркетингу и сбыту компании «Фокстрот – техника для дома», утверждает: «Начиная с конца августа-начала сентября на рынке наблюдается определенная нестабильность в поступлениях продукции, в основном по крупнобытовой и климатической технике. К концу сентября ситуация частично выровнялась, но определенности и уверенности на ближайшие месяцы пока нет».

Причиной осложнений стал пересмотр минимальных таможенных цен на ввозимую продукцию (так называемых индикативов). То есть без пересмотра процентных ставок по таможенным пошлинам были приняты меры по увеличению минимальной стоимости ввозимых товаров. Зачастую рекомендованные индикативы, считает г-н Потапнев, выше, чем реальные цены ввозимой продукции, что, естественно, привело к остановке отгрузок многими поставщиками – никто не хочет платить пошлины, сборы, НДС с завышенной цены.

В результате разные группы техники страдают по-разному. Хуже всего ситуация с холодильниками, стиральными машинами, водонагревателями, плитами и обогревателями. Другие группы затронуты в меньшей степени, но тенденция общая почти по всей продукции.

Марш цен

Как следствие экспериментов – на таможне к концу сентября-началу октября начали расти цены почти на все товары на рынке бытовой техники. Минимальное удорожание составило около 4-10%, а основные группы – стиральные машины и холодильники – подорожали на 5-7% и 9-11% соответственно. «Кроме того, за период нестабильности были частично распроданы циклические и страховые запасы, что не могло не отразиться на ассортименте в розничных точках, – отмечает руководитель розницы компании «Фокстрот – техника для дома» Сергей Карась. – Впервые, наверное, за последние годы мы начали часто употреблять слова «дефицит», «неполные витрины», «насыщение магазинов» и другие полузабытые и малоприятные термины». Кроме того, по мнению Д. Потапнева, в ноябре и декабре добавятся традиционные сезонные проблемы:
• дефицит транспорта (и как следствие – рост тарифных ставок со стороны компаний-перевозчиков);
• перебои с наличием товара у производителей – пик продаж наступает одновременно во всем мире, и, естественно, все поставщики по-разному готовы обеспечить этот пик товаром;
• «каникулы» у поставщиков – поставки в декабре традиционно практически прекращаются после 15-20 числа в связи с католическим Рождеством и Новым годом.

И сами по себе перебои с прохождением таможни не закончены. Многие эксперты прогнозируют продолжение проблем в этой сфере на протяжении всего ноября, но уже по более широкому ассортименту продукции и, возможно, с более существенными цифрами повышения стоимости.

В краткосрочной перспективе (до конца года) цены на рынке могут расти в среднем на 1-2% в неделю, и к середине декабря рыночный рост цен составит около 10% по сравнению с уровнем конца сентября. В долгосрочной перспективе – на 2007-2008 гг. – цены на крупнобытовую технику  будут удерживаться в среднем на том же уровне, без существенных изменений (при сохранении стабильных условий по таможенному оформлению). На аудиовидеопродукцию, цифровое фото/видео, DVD, LCD цены будут продолжать ежегодно снижаться.

Кредитование предает ускорение

Рост в различных сегментах рынка происходит неравномерно. Самый внушительный сегмент – крупнобытовой техники – характеризуется сравнительно небольшим ростом – 15-17%. А самые высокие темпы роста – не менее 40% ежегодно – демонстрирует группа встраиваемой бытовой техники, которая по объемам в 2006 г. в 10 раз меньше рынка крупнобытовой техники. В этой подгруппе быстрее всех увеличивают объемы продаж посудомоечные машины – около 50-70% ежегодно. Это связано главным образом с тем, что уровень проникновения этой техники в домохозяйства пока очень низкий, на 100 стиральных машин приходится менее одной посудомоечной. К 2010 году объем рынка встраиваемой техники составит до 25% от объема рынка крупнобытовой техники.

Высокими темпами роста характеризуется и рынок мелкобытовой техники – не менее 22-25% ежегодно.

На рост рынка бытовой техники влияют много факторов. По мнению Дмитрия Потапнева, к ним относятся:
• сильно выраженная тенденция к замене продукции, приобретенной в 1996-1998 гг.;
• расширение парка бытовой техники как c точки зрения «глубины проникновения» отдельной группы (то есть все больше семей позволяют себе приобрести ту или иную технику), так и с точки зрения расширения ассортимента техники в домохозяйствах – все больше видов техники приобретает одна семья;
• рост реальных доходов населения в комбинации со все большей доступностью потребительских кредитов.

Первый фактор наиболее действенен в сегментах холодильников и стиральных машин, которые сегодня ближе всего к насыщению. Поэтому рост в них во многом зависит от темпов замены старых приборов на новые. Это примерно 10-13% «парка» холодильников, 15-17% стиральных машин.

Второй фактор обусловлен увеличением уровня благосостояния населения и все большим восприятием современных «западных» стандартов жизни.

Однако настоящим акселератором спроса выступает все более доступное потребительское кредитование. Как утверждает глава украинского представительства компании «Эльдорадо» Дмитрий Досько, «сейчас Украина переживает бум потребительского кредитования; по сравнению с прошлым годом продажи в кредит у нас возросли в два раза». В целом же по отрасли удельный вес продаж в кредит в прошлом году составил около 20%. В нынешнем году, по оценкам экспертов, доля покупок, осуществляемых в кредит, возрастет до 30%. По словам Сергея Карася, «перспективы здесь самые радужные. Конкуренция между банками приводит к улучшению условий по кредитам для конечного покупателя».

Рынок повзрослел

В целом же, считает Дмитрий Потапнев, рынок находится в стадии зрелости. Его признаками является то, что темпы роста рынка ежегодно замедляются, усиливается конкуренция, идет процесс консолидации и ухода с рынка мелких игроков. Кроме того, по мнению Д. Потапнева, все большую роль на рынке играют розничные сети и все меньшую – торговые марки.

К признакам взросления рынка можно отнести и изменения в психологии потребителя. «С усилением на рынке конкурентной борьбы как между разными магазинами, так и между производителями, – отмечает С. Карась, – потребители становятся более требовательными к товару и условиям его приобретения. Теперь они покупают не только сам товар, но и все сопутствующие услуги: консультации, гарантии, доставку, постпродажное обслуживание». Выбор, как правило, останавливается на том магазине, который предоставляет наибольшее количество услуг за ту же сумму и на том производителе, который предлагает оптимальное сочетание цены и качества.

Как утверждает Дмитрий Досько, в связи с ростом благосостояния потребителя увеличиваются и продажи техники среднего и верхнего ценового сегментов. Причем покупатели предпочитают продукцию известных, успевших зарекомендовать себя с лучшей стороны производителей.

Жители столицы и больших городов активно приобретают дорогие телефоны и фотоаппараты, микроволновые печи, домашние кинотеатры, кухонные комбайны. В небольших городах, указывает Дмитрий Досько, традиционно хорошо продаются телевизоры, стиральные машины, пылесосы, холодильники, электро- и газовые плиты, то есть та техника, без которой не обойтись.

Что касается распределения потребительских предпочтений по регионам происхождения бытовой техники, то, по словам Дмитрия Потапнева, на европейские торговые марки приходится не менее 55-60% рынка стиральных машин, около 30-35% – на долю азиатских. По холодильникам доля азиатских марок не менее 40-45%, а европейских – около 30%. Посудомоечные же машины продаются на 99% европейские, а вот микроволновые печи на 99% азиатские.

Залишити відповідь