Новая межрегиональная зона свободной торговли создает риски для украинского бизнеса. Хотя в дальнейшем их вполне можно будет превратить в выгоды.
Похоже, перспективы создания межрегиональной зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евросоюзом и МЕРКОСУР (латиноамериканским таможенным союзом) приобретают все более четкие очертания. Идея, витавшая в воздухе еще в 1995 г., получила новое дыхание благодаря многочисленным двухсторонним переговорам представителей Европы и Латинской Америки. Такую активность эксперты считают вполне логичной. По их мнению, экономические игроки пытаются заключать межрегиональные торговые соглашения в противовес ВТО, практически зашедшей в тупик. Это подтверждают не только провал Дохийского раунда переговоров о либерализации международной торговли, но и все более частое игнорирование членами ВТО базовых принципов организации в угоду личным выгодам, что, к примеру, проявилось в ходе недавних текстильной и обувной войн Брюсселя с Китаем.
На этом фоне создание ЗСТ в формате ЕС – МЕРКОСУР лишь вопрос времени. Но почему именно такая экономическая комбинация может оказаться жизнеспособной, и что она потенциально несет украинскому бизнесу?
Два сценария – один исход
Сегодня быстроразвивающиеся латиноамериканские страны – это большой и, несомненно, аппетитный пирог. Если Брюссель пытается отхватить от него лишь кусок в виде МЕРКОСУР, то США претендуют на пирог целиком. Более десяти лет Вашингтон вынашивал планы создания к 2005 г. Единой всеамериканской зоны свободной торговли (FTAA). Но дальше заявлений процесс не пошел. Администрация Джорджа Буша отказалась пойти на уступки в плане отмены всех субсидий американским фермерам и убрать таможенные барьеры на пути южноамериканской сельхозпродукции на рынок США. К тому же латиноамериканцев не устраивало то, что в проекте Буша не было и намека на региональные фонды развития, за счет которых устранялись бы диспропорции в экономическом развитии стран-членов (такие фонды существуют в ЕС). В числе претензий неэкономического плана – неэффективная защита американскими властями прав иммигрантов, а также нежелание поддержать предоставление латиноамериканцам большего веса в таких международных организациях, как Всемирный банк и МВФ. «Пока крупнейшие страны Южной Америки заблокировали инициативу США по FTAA и менять свое решение не собираются. Они явно настроены на установление новой системы отношений с северным соседом», – отмечает Валерий Новицкий, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений.
Беспрепятственный доступ к латиноамериканским рынкам позволит европейским промышленникам увеличить экспортные возможности.
Между тем именно наличие единого экономического и политического противника в лице Вашингтона позволило МЕРКОСУР найти общий язык с Брюсселем. Жизнеспособность их будущего союза определяется его политической направленностью против односторонней политики США и взаимными экономическими выгодами. Речь идет не только о расширении рынков сбыта и привлечении дополнительных инвестиций, но и о возможности более оперативно решать вопросы, пробуксовывающие в рамках ВТО. При этом Южная Америка, по словам В. Новицкого, обрела бы в лице Евросоюза альтернативного экономического партнера и освободилась от зависимости от Соединенных Штатов, тем более что предпосылки для этого есть. Сегодня ЕС – основной импортер МЕРКОСУР (22,1%, или 25,4 млрд. евро), важнейший источник прямых инвестиций и ведущий донор, поддерживающий развитие региона. «Сам же Евросоюз с подписанием договора о ЗСТ получил бы преимущество в тех секторах, где особенно сильна конкуренция европейских и североамериканских компаний – в секторе телекоммуникаций и финансов», – отмечает эксперт.
Главный аргумент скептиков: созданию межрегиональной зоны свободной торговли помешает высокий протекционизм в западноевропейских странах. Иными словами, субсидирование сельского хозяйства и текстильной промышленности. Именно поэтому Европе элементарно невыгодно пускать на свои рынки латиноамериканские товары. Прежде всего мясную продукцию, растительное масло, сахар и зерновые, которые объективно дешевле и подчас качественнее остальных. Однако нужно учитывать, что создание ЗСТ – вопрос не завтрашнего дня, а ЕС уже дал обязательство к 2013 г. отменить все субсидии аграрному сектору в рамках ВТО. Вполне вероятно, что это может случиться и раньше. К тому же в качестве компенсации за счет роста импорта ЕС сможет наращивать экспорт промышленной продукции.
Во вред с пользой
На формальности по подготовке нового торгового соглашения могут уйти годы, однако эксперты уже сейчас начинают оценивать влияние этих экономических перестановок на украинский бизнес. Хотя в настоящее время Латинская Америка не входит в число наших основных партнеров, доля МЕРКОСУР в общих объемах украинской внешней торговли в 2005 г. составила 1,17%, а с 1996 г. эта цифра выросла в 2,5 раза.
По мнению опрошенных «&» экспертов, от создания новой ЗСТ в краткосрочной перспективе украинский бизнес скорее проигрывает. Наш экспорт в Латинскую Америку в основном представлен удобрениями, черными металлами и электрооборудованием. Мы удерживаем свои позиции лишь за счет того, что уровень развития южноамериканских стран не позволяет им быть слишком требовательными к ввозимым товарам. Однако снятие всех торговых барьеров позволит европейским производителям беспрепятственно наращивать свой экспорт в МЕРКОСУР, тем самым перекрывая кислород украинским экспортерам, ведь та же металлургия есть в Германии, а химическое производство – во Франции, Италии и Великобритании. Более того, пока наша экономика пребывает на третьем технологическом укладе, западноевропейская уже переходит на шестой. Следовательно, предлагаемая ЕС высокотехнологическая продукция попросту не оставит украинцам шансов для конкуренции.
К этому стоит добавить «серого кардинала» – Россию. В попытках удержать Украину в зоне своего влияния она при подходящем случае не преминет выставить Киев ненадежным партнером на мировых рынках. По сути, именно с этой целью в 2006 г. россияне практически вдвое сократили наш импорт мясомолочной продукции, переплачивая колоссальные деньги за аналогичную продукцию аргентинского и бразильского производства. Будет ли Россия в таком случае допускать украинцев на рынки МЕРКОСУР, в которых заинтересована сама? Тем более, что до конца года стороны намерены подписать протокол о создании механизма политического диалога и сотрудничества (прежде всего в секторах транспорта, энергетики и IT-технологий).
Однако в долгосрочной перспективе, если только Украина вступит в ЕС, ситуация может коренным образом измениться. Ведь членский билет означает, что национальную экономику подтягивают к общеевропейским стандартам. Это позволит переориентировать экспорт страны с сырьевой продукции на товары с высокой степенью обработки (в секторе автомобиле- и машиностроения, производстве офисного оборудования и др.). Катализатором здесь выступят западноевропейские инвестиции. Правда, в том случае, если украинский бизнес докажет, что реально способен эти инвестиции осваивать и выпускать конкурентную продукцию. Если это будет доказано, то новые неосвоенные рынки МЕРКОСУР для нас фактически открыты. А чтобы украинские производители получили максимальную выгоду, по мнению экспертов, необходимо вписаться в товарные статьи нынешнего европейского экспорта в Южную Америку.