О том, что работающим в ЕС или России украинцам стало немного легче, свидетельствуют данные Нацбанка. За первое полугодие
«С начала осени работу в Чехии найти стало легче. Последние два года украинцев и других приезжих старались на работу не брать, многие сидели без зарплаты», — рассказывает украинка Галина Проценко. Она трудится в Чехии в общей сложности уже более четырех лет, отсылая деньги родственникам в небольшой городок Ивано-Франковской области. За последние два года ей часто приходилось сидеть без работы и жить на сбережения.
О том, что работающим в ЕС или России украинцам стало немного легче, свидетельствуют и данные Нацбанка. За первое полугодие
Впрочем, о серьезном росте заработков украинских гастарбайтеров говорить пока рано. По оценкам департамента платежного баланса НБУ, в 2009 году было перечислено $5,4 млрд, что на 13% меньше, чем в
Сокращение притока валюты в украинскую экономику из разных стран происходило неравномерно. Больше всего за последние два года пострадали гастарбайтеры-украинцы, трудившиеся на стройках. Это, в первую очередь, мужчины, работавшие в Испании, Португалии, Польше и Чехии.
Лучше всех себя чувствовали заробитчане в Италии. Это означает, что из этой страны поток валюты практически не изменился. «В Италию едут в первую очередь украинские женщины. Их нанимают заботиться о больных или детях. Эта сфера деятельности, в отличие от строительной отрасли, практически не пострадала от кризиса», — объясняет руководитель по вопросам поддержки программ представительства Международной организации по миграции (МОМ) Дайва Вилкелите. Кроме того, таким гастарбайтерам не нужно оплачивать свое питание и съем квартиры — как правило, они живут в той семье, где работают.
Впрочем, через несколько месяцев даже строители в Португалии и Чехии смогут найти себе работу. По прогнозам МОМ, ситуация на рынке труда Западной Европы значительно улучшится к следующему лету. И это отразится на платежном балансе Украины. По данным НБУ, заробитчане ежегодно пересылают в нашу страну сумму, соизмеримую с 5% ВВП. Кстати, в мировом масштабе это не так и много. Согласно отчету Нацбанка, в Таджикистане это 45% ВВП, в Молдове — 38%, Лесото — 29%, Гондурасе — 25%, Ливане — 24%, а в Иордании — 22% ВВП.
Тем не менее $2-5 млрд притока валюты в год — сумма все таки значимая, и она в первую очередь укрепит гривню. По словам экономиста Международного центра перспективных исследований Александра Жолудя, пересылаемые деньги опосредованно попадают на межбанковский рынок, на котором формируется валютный курс. Поскольку курс доллара жестко поддерживается Нацбанком, то говорить о ревальвации в середине следующего года нельзя. «Зато можно утверждать, что у гривни будет на один повод меньше для падения, и это очень важно», — утверждает эксперт.