Cвободное время

Балет всех времен и народов
«Некоторые впечатления просто не поддаются описанию. К таким событиям относится посещение концерта Марии Каллас, созерцание работ Микеланджело и, конечно, выступление ансамбля народного танца Игоря Моисеева. Каждое из этих событий по своей сути — глубокое художественное открытие. Трудно передать словами, как, но своим ярким сказанием танцовщики изменили наше настроение сначала с меланхолии на эйфорию, а потом на дикий восторг. Подобные сравнения лишь немного приближают нас к описанию всей глубины эмоций, которые можно было пережить до того, как закрыли занавес за ансамблем» — таковы впечатления от гастролей этого коллектива зарубежной прессы.

Концертная деятельность ансамбля ни разу не прерывалась с того дня, когда в московском театре «Эрмитаж» 29 августа 1937 г. состоялся первый концерт. За рекордное количество гастролей ансамбль занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Всего в репертуаре ансамбля около 300 оригинальных произведений, поставленных Игорем Моисеевым. В ноябре 2010 г. прославленный балет приезжает после огромного перерыва в Украину с большим туром. Украина для коллектива не просто одна из гастрольных стран, это родина Игоря Моисеева. Здесь, в Киеве, в 1906 г. он появился на свет в семье обедневшего дворянина, потомственного юриста. Концерты, помимо Киева, состоятся в Одессе, Запорожье, Днепропетровске, Донецке, Харькове. Это 74 сезон коллектива, посвященный 105-летию со дня рождения основателя коллектива и его бессменного руководителя на протяжении 70 лет.

Государственный академический ансамбль народного танца им. Игоря Моисеева с программой «Танцы народов мира» выступит 23-24 ноября на сцене Дворца «Украина».

Катарсис от Някрошюса
«Идиот» — последняя по времени постановка всемирно известного литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. «Это мог быть и другой роман Достоевского, но я считаю, что „Идиот“ — самый легкий роман из всех сложнейших произведений писателя», — объяснил свою мотивацию режиссер, что совершенно не помешало ему усложнить и утяжелить этот «легкий» роман. Театр Някрошюса — тяжелый театр, непригодный для тех, кто ищет в нем только развлечений. Он ставит спектакли, где герои живут вне земных координат, стоят лицом к лицу с неразрешимыми проблемами бытия, пребывают в оцепенении и страхе. Поэтому ему всегда удавались шекспировские трагедии — поставленные один за другим «Гамлет», «Макбет», «Отелло». Достоевский умеет подчинять себе всех, кто взялся за него. Но и тут режиссер пошел своим путем, используя совсем не психоанализ, а свои сценические метафоры, которые уже давно стали его торговой маркой. Он играет с простыми, архаичными материалами — с металлом, деревом, водой. Из металла сделаны детские кроватки, которые становятся основным элементом декорации, придуманной с недавних пор постоянным соавтором режиссера — его сыном Мариусом Някрошюсом. На одной из них Мышкину предложат расположиться в доме Иволгиных, потом из них составят скамейки, они же превратятся потом в чеканный силуэт старого Санкт-Петербурга. Герои Някрошюса похожи на детей, заблудившихся в закоулках собственной судьбы, как в улицах этого города. Князь Мышкин в литовском «Идиоте» почти ребенок. Настасья Филипповна и укачивает его, словно младенца, у себя на коленях. Понятно, почему двое с носилками выбрасывают Мышкина в реальный мир. Как младенец, выбрасываемый на свет божий во время родов, как играющий ребенок вдруг впадает в зазеркалье. Все реально. И «идиот» Даумантаса Цюниса (дебютанта и недавнего студента Някрошюса) не болен никаким загадочным безумием. Он изначально добрый, чистый, как лист, в который еще не вписана родовая вина. Он живет в первый и последний раз, поэтому так остро реагирует на все, и все его ранит, и ни от чего он не бережется. Как известно, автор хотел написать о человеке «вполне прекрасном». К этой грани подходил Смоктуновский в спектакле БДТ и останавливался. Последующие интерпретации честно пытались «найти в человеке человека». Някрошюс находит в человеке дитя, соблазнить которое есть великий грех. А сказать «будьте как дети» — ключ. Только ключ к трудно поддающемуся, если не наглухо заколоченному братолюбию. Спектакль идет более пяти часов, что не ново для Някрошюса. Но, может быть, стоит потратить эти пять часов своей чрезмерно занятой, не всегда веселой жизни на то, чтобы выловить несколько минут кристально чистого состояния катарсиса, когда время останавливается.

Гастроли театра Meno Fortas (Вильнюс, Литва) под руководством Эймунтаса Някрошюса с мировой премьерой спектакля «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского состоятся 26-27 ноября на сцене театра им. И. Франко.

Залишити відповідь