Под присмотром Пикачу

Звезда японского поп-арта Такаши Мураками — главный художник групповой выставки, завершающей текущий сезон в «ПинчукАртЦентре».

«Покемоны способны к эволюции, фактически являющейся метаморфозой в совершенно новое состояние. Как правило, они издают одни и те же звуки с разной интонацией, передавая эмоции, за исключением единичных случаев, таких как, например, говорящий котоподобный покемон Мяут или созданный путем генетической модификации покемон-экстрасенс Мьюту. Самый известный в мире покемон — электрический желтый грызун Пикачу».
Цитата из Википедии

Д ля новичка, интересующегося современным искусством, «ПинчукАртЦентр» хорош тем, что каждую его выставку можно посещать многократно, достигая при этом новых степеней понимания (или недоумения, что тоже, наверное, полезно). Лично я свой повторный визит на экспозицию Future Generation Art Prize 2010 совершил через пару недель после того, как побывал на открытии. Надо сказать, что для меня самая большая интрига заключалась не в работах молодых номинантов (без сомнения, интересных и очень разнообразных по замыслу), а в зале на втором этаже, где представлен сольный проект патрона Премии суперзвезды современного искусства, коммерчески невероятно успешного японца Такаши Мураками. Пытаясь разобраться в секретах Мураками, я приблизился к стене, на которую были наклеены обои с изображением прикольных цветов, и стал их разглядывать, пока не почувствовал легкое головокружение. Оказалось, что ярко раскрашенные цветы перекрывали друг друга таким образом, что нарушались законы перспективы, и от этого возникало ощущение пространственной дезориентации. В эту минуту в зале практически не было посетителей — только синий Мистер DOB, «живые» грибы из стекловолокна, «неживой» охранник и я. Иными словами, обстановка идеально располагала к тому, чтобы узнать о главных для творчества Мураками понятиях «суперплоский» и «мир без „глаза“ камеры».

Отсутствие центральной перспективы, единого взгляда, плоскостность — характерное свойство традиционной японской живописи. В 2000 г. Мураками, уже известный в Америке художник, организовал выставку «Суперплоский» (Superflat), в рамках которой стилистически объединил своих японских коллег, создающих, по его мнению, ультрасовременное искусство в духе национальной эстетики. Однако для самого Мураками двумерное и плоское всегда означало еще и поверхностность современной японской поп-культуры. В 1970-х в Японии появился класс молодых людей — отаку, которые большую часть жизни проводили в фантастических и виртуальных мирах компьютерных игр, комиксов, мультфильмов. Мураками, детство которого пришлось как раз на это время, считает, что появление отаку — результат послевоенной травмы. Переживая вину и недоверие к ценностям национальной истории, японцы оказались беззащитными перед западным и особенно американским влиянием. Поп-культура США породила манга и аниме, а чувство неполноценности — инфантильных потребителей этой продукции.

Об этом, в частности, и рассказывает творчество Мураками. Вдохновляемый работами Уорхолла и Кунса, художник создает свои творения, используя существующие символы и эстетику поп-культуры: длинноногих и пышногрудых школьниц в коротких юбках, супергероев, милых зверушек и проч. Можно сказать, что таким образом он с процентами возвращает Америке и всему западному миру их культурный вклад в Японию. Социолог Калифорнийского университета Адриан Фарелл называет творчество Мураками «обратным ориентализмом», очевидно, подразумевая вторую волну культурного обмена между Западом и Востоком. Мураками как бы демонстрирует миру результаты экспериментов над собственной страной и даже сознательно подыгрывает стереотипам, сложившимся в отношении Японии. Ведь современный западный потребитель так же инфантилен и напуган реальностью, как и послевоенный японец. «Мир будущего будет суперплоским — таким же, как сегодняшняя Япония» — одна из самых популярных цитат Мураками. Он прекрасно понимает, что на экспорте японской поп-культуры можно неплохо заработать, и не стесняется это делать, как и его западные коллеги Демиен Херст и более близкий по духу Джефф Кунс. В своих интервью Мураками говорит, что его высшая цель — тотальное доминирование на арт-рынке. Для этого все средства и носители хороши. Принадлежащая ему Kaikai Kiki Co. сегодня производит не только холсты и скульптуры, но и брелки, футболки, коврики для компьютерной мышки и др. Даже многолетнее сотрудничество с Louis Vuitton Мураками рассматривает как способ сделать так, чтобы его искусство достигло современной публики. «Уорхолл использовал популярные иконы, которые знал каждый, но я хочу сделать свои иконы, — говорит Мураками. — Для этого я создаю своих героев, а потом повторяю, повторяю и повторяю их изображение до тех пор, пока они не становятся иконическими». Похоже, Мураками действительно удалось раскрыть секрет комиксов. И теперь он с азартом создает армию «милых монстров», с помощью которых собирается захватить мир.

Залишити відповідь