В Киеве прошел V Национальный фестиваль социальной рекламы. За звание лучшей боролись более 700 работ. Главными темами фестиваля в этом году были «Человек и труд» и «Государство без коррупции». Однако спектр социальных проблем, затронутых авторами проектов, оказался значительно шире. Гран-при завоевал совместный проект УкрЭксимБанка и креативного агентства Tabasco на тему детской онкологии — видеоролик «Разом за життя».
Основными заказчиками работ, представленных на фестивале, оказались государственные структуры — Государственный центр занятости, МЧС и др. Коммерческих организаций, озабоченных социальными проблемами, остается крайне мало. Хотя именно они, а также специализированные фонды и общественные организации, обычно в состоянии проконтролировать создание и размещение эффективных, действительно креативных работ, вскрывающих социальные проблемы. Что касается исполнителей, на фестиваль подали свои работы лишь несколько агентств. Наиболее активными участниками оказались студенты, для которых это хорошая возможность проявить себя в рекламной сфере.
С одной стороны, рынок социальной рекламы в Украине развивается. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, доля социальной рекламы только на наружных носителях выросла с 3% в 2008 г. до 6% в 2009 г., а в нынешнем году составила 13%. Государственные расходы на социальную рекламу в 2010 году также увеличились. К примеру, Госслужба по делам семьи, детей и молодежи выделила на «социалку» в 5 раз больше, чем в 2009 году — 501 тыс. грн.
С другой стороны, качество «социалки» оставляет желать лучшего — как с точки зрения креатива, так и воздействия на людей. К примеру, несколько лет назад рекламные щиты страны заполнила социальная реклама о влиянии наркомании на будущее потомство. Через два месяца рекламу убрали по решению суда — граждане начали обращаться в соответствующие инстанции с заявлениями, что билл-борды «Мамо, чому я урод?» негативно воздействуют на психику, особенно жаловались беременные женщины.
«Для того, чтобы социальная реклама полноценно функционировала в Украине и выполняла свое главное назначение, ее необходимо создавать на деньги коммерческих рекламодателей, вплетая ее в бренд-коммуникацию, — убежден Александр Горлов, генеральный директор
креативного агентства Tabasco. — Мировая практика свидетельствует, что подобные акции положительно влияют на имидж организации, а вместе с этим растет и лояльность потребителей».
Украинцы готовы к качественной социальной рекламе. По данным социологических исследований, 75% украинцев обращают внимание на социальную рекламу , а 90% уверены, что качественная социальная реклама в стране необходима.
Пример работ, представленных на V Национальном фестивале социальной рекламы:
Euro RSCG Kiev. Второе место в номинации «Социальные рекламные кампании» |