Закрывайте двери осторожно


Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 2 сентября 2010 г

Далеко не все собственники, открывающие предприятия, задумываются над тем, что бизнес когда-то придется закрывать. А принимая решение о его закрытии, многие не осознают того, что процесс окажется далеко не таким простым, как регистрация компании. Поэтому прежде чем реализовать свое право ликвидировать компанию по решению собственника (независимо от оснований для такого решения — будь-то последствия кризиса, достижение цели, для которой она создавалась, и проч.), следует подготовиться к устранению ряда проблем. Таковыми, в частности, являются: многоэтапность самого процесса ликвидации; отсутствие в законодательстве четкого алгоритма действий, необходимых для успешного завершения процесса; материальные расходы (их размер вряд ли можно определить заблаговременно); потраченное время и другие сложности, о которых, возможно, предстоит узнать только после начала самого процесса ликвидации. Описывая ликвидацию предприятий, в первую очередь будем вести речь об обществах с ограниченной ответственностью (ООО) как о наиболее распространенной форме юридических лиц в Украине. Процедура ликвидации предприятий, существующих в других формах, хоть и имеет определенные особенности, в целом будет аналогичной.

Ликвидационная процедура
Говоря о ликвидации компании по решению собственника, не будем затрагивать процедуру добровольного банкротства (эта тема заслуживает отдельного детального рассмотрения). Главным преимуществом ликвидации для собственника можно назвать то, что компания перестанет существовать, то есть будет исключена из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (далее — Реестр).

Основными этапами в процедуре ликвидации являются:

  • подготовка необходимых документов для инициирования ликвидации;
  • подача документов в соответствующие государственные органы;
  • прохождение предликвидационных проверок государственных органов и получение документов, подтверждающих снятие ООО с учета в этих органах;
  • исключение ООО из Реестра.

Рассмотрим эту процедуру подробнее.
О принятии решения о ликвидации участники ООО (или уполномоченные ими лица) должны уведомить государственного регистратора. Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» определяет список документов, необходимых для подачи такого уведомления. На основании этого уведомления государственный регистратор вносит запись в Реестр о том, что юридическое лицо находится в состоянии прекращения, а также публикует информацию о ликвидации в Бюллетене государственной регистрации. Данная операция призвана защитить права кредиторов ООО, которые могут получить информацию о состоянии юридического лица из Реестра, направив соответствующий запрос.

После завершения этого этапа необходимо создать ликвидационную комиссию, — она создается органом (или лицом), принявшим решение о ликвидации, то есть собственниками ООО. Собственник волен в выборе членов ликвидационной комиссии, которыми могут быть в том числе члены органа управления ООО. К ликвидационной комиссии переходят все полномочия и обязанности относительно ликвидации и управления ООО в процессе ликвидации. По поводу формирования ликвидационной комиссии хотелось бы обратить внимание на то, что законодательство не устанавливает каких-либо специальных правил и процедур в отношении ее деятельности. Соответственно при формировании такой комиссии желательно четко прописывать такие правила и процедуры, в частности, порядок принятия решений по вопросам, связанным с удовлетворением претензий кредиторов и распоряжением имуществом и средствами компании.

Ликвидационная комиссия определяет срок ликвидации и удовлетворения требований кредиторов, который не может быть меньше обусловленного законодательством, а именно — два месяца со дня объявления о ликвидации. Такое объявление должно быть размещено в Бюллетене государственной регистрации. Ликвидационная комиссия также обязана осуществить инвентаризацию и оценку имущества юридического лица, произвести расчеты с кредиторами (в том числе за счет имеющегося имущества, если необходимо) и сотрудниками, составить ликвидационный баланс и подать его собственникам ООО.

Предликвидационные проверки
Произвести расчеты с кредиторами и трудовым коллективом — не значит выполнить самый сложный этап ликвидации. Как упоминалось выше, ООО должно быть также снято с учета в органе государственной налоговой службы, а также в пенсионном фонде и трех фондах социального страхования. Именно это является наиболее сложным процессом для собственников и руководства компании.

Проверки фондов не являются настолько обременительными, как налоговая проверка. Обычно проведение проверок фондами и снятие с учета в них занимает 30-40 календарных дней. Объем таких проверок ограничивается вопросами правильности начисления и оплаты соответствующих пенсионных отчислений и взносов на социальное страхование. Если тот или иной фонд выявит задолженность по взносам и/или ошибки в их начислении, то он предпишет компании доплатить соответствующие суммы, а также наложит на компанию соответствующие санкции. В случае несогласия компании окончание проверки может затянуться на время обжалования таких решений и/или рассмотрения спора в судебном порядке.

Несмотря на то что порядок снятия с учета в органе налоговой службы регламентирован Инструкцией о порядке учета налогоплательщиков (далее — Инструкция), на практике процедура отличается от указанного порядка и превышает установленные сроки. Орган налоговой службы, получив от ликвидационной комиссии необходимые документы, обязан в течение месяца начать документальную проверку плательщика налогов. Однако известно много случаев, когда принятие решения о такой проверке занимало у налоговых органов гораздо больше времени. Подобную задержку они зачастую объясняют высокой степенью загруженности по работе, а иногда не объясняют вовсе. Более того, несмотря на то что в Инструкции об этом ничего не говорится, налоговики начинают свою проверку только после завершения проверки фондами. Сроки проведения проверки также далеко не всегда выдерживаются. Помимо этого, для завершения процедуры проверки и получения акта нужно подписать обходной лист в различных департаментах налоговой службы и налоговой милиции. При этом процедура сбора подписей законодательством четко не регламентируется и на практике может занять немало времени.

По результатам проверки может оказаться, что налогоплательщик должен бюджету определенную сумму. На практике начисления задолженности налоговиками происходят едва ли не в каждом случае ликвидации ООО (даже если оно чистое в отношении налогового и бухгалтерского учета). В дополнение к этому может оказаться, что к должностным лицам ликвидируемого ООО возникнут разного рода вопросы и претензии со стороны налоговой милиции. Причем характер подобных претензий также в ряде случаев четко не определен законодательством.

Существует еще одна особенность, связанная с отношениями с налоговыми органами и фондами. Конкретные органы могут выдвигать свои требования относительно процедур по снятию с учета. Это, опять же, возможно в силу недостаточно четкого законодательного урегулирования процедур. И невзирая на то, что порой выдвигаемые требования необоснованны с правовой точки зрения, собственнику ничего другого не останется, как выполнить их, чтобы поскорее закончить процесс ликвидации. В противном случае он рискует втянуться в длительные переговоры, а возможно, и в судебные процессы.

Вариантом минимизации претензий со стороны налоговых органов будет пребывание компании в «спящем режиме», например, на период три года. Период проверки деятельности компании налоговыми органами перед снятием ее с учета охватывает те же три года, так как именно этим временем ограничивается срок исковой давности по налоговым спорам. А если компания не была активна в течение последних трех лет, то проверка ее не составит большого труда и не займет много времени. Но если собственник изберет этот путь, ему стоит помнить, что весь этот срок ему придется платить за аренду помещения (если оно арендуется), подавать финансовую отчетность в установленные законодательством сроки, и т. п. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что налоговая служба может назначить проверку и раньше, не дождавшись начала процесса ликвидации компании. На практике у налоговой часто возникают вопросы к компаниям, которые подают «нулевые» отчеты, фактически не находятся по юридическому адресу, директор которых существует лишь номинально и проч. Более того, этот способ полностью не избавит от вероятности того, что во время предликвидационной проверки налоговая будет препятствовать нормальному завершению процесса тем или иным способом.

После снятия компании с учета в фондах и налоговой и получения подтверждающих этот факт документов они предоставляются в орган государственной регистрации. Юридическое лицо считается окончательно ликвидированным со дня внесения в Реестр записи о его прекращении.

Альтернатива ликвидации
Нередко случается так, что, узнав о том, с какими проблемами можно столкнуться во время ликвидации компании, собственники предпочитают закрыть бизнес другими путями. Самым распространенным из них является продажа корпоративных прав ООО, которое предполагается ликвидировать, третьим лицам. Если такая продажа была надлежащим образом оформлена, то юридически продавец перестает быть собственником компании. Однако подобная квазиликвидация имеет ряд подводных камней.

В первую очередь стоит убедиться в том, что покупатель надлежащим образом зарегистрировал изменения собственника и директора ООО в соответствующих государственных реестрах (в частности, в налоговых органах), а также зарегистрировал изменение названия компании с тем, чтобы оно не ассоциировалось с преды­дущим собственником. Самого факта подписания договора купли-продажи корпоративных прав недостаточно для того, чтобы госорганы узнали об изменении собственника и директора. Нам известна случаи, когда недобросовестные покупатели-подрядчики, подписав такой договор и получив свой гонорар, потом просто «забывали» о компании, и старый директор еще долго объяснял налоговой милиции, что он уже давно не директор и никакого отношения к компании не имеет. Поэтому собственнику необходимо помнить о двух важных моментах. Во-первых, к учредителям все же могут возникнуть вопросы, если компания после продажи будет заниматься деятельностью, грубо нарушающей действующее законодательство (например, использоваться для обналичивания средств или в других подобных схемах, преследуемых в уголовном порядке). Конечно, поскольку к таким схемам старый собственник никакого отношения не будет иметь, к ответственности в конечном счете его не привлекут, но пристальное внимание правоохранительных органов на какое-то время может основательно осложнить ему жизнь. Во-вторых, участие бывшей компании в подобного рода деятельности может повлечь за собой существенные репутационные риски. Во избежание упомянутого негатива нужно обеспечить, чтобы подрядчик добросовестно осуществил все действия, необходимые для перерегистрации собственника компании. В принципе, сделать это несложно. В сервисном договоре с подрядчиком нужно указать, что оплата за услуги по такой квазиликвидации (или большая ее часть) совершается после перерегистрации нового директора и собственника компании, изменения ее названия, а также предоставления документов, подтверждающих такие изменения. Можно также самостоятельно проверить внесение таких изменений, получив выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

Вместе с тем, даже в тех случаях, когда подрядчик добросовестно исполняет свои обязательства, репутационные риски все равно остаются. При регистрации изменения собственника информация об учредителях компании все равно остается в Государственном реестре компаний. То есть компания все равно может косвенно ассоциироваться с ее учредителем (это особенно актуально с учетом того, что информацию с этого Реестра могут получить любые лица). Более того, ничто не помешает новому собственнику при желании снова поменять название компании на подобное предыдущему.

Каким бы способом собственник ни закрывал свой бизнес, в каждом из них будут как позитивные (сокращенные сроки, в некоторых случаях небольшие стороны расходы), так и негативные стороны (чаще всего большие расходы, длительная процедура снятия с учета в государственных органах). Вместе с тем, если решение закрыть бизнес принято по собственному желанию, то наиболее правильным способом представляется реализация трудоемкого, иногда затратного, но наиболее прозрачного варианта — ликвидации по решению собственника.

Залишити відповідь