Уроки из чужих прыжков

Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 7 сентября 2010 г

Глобальный кризис, вызвав снижение спроса, сказался и на экономике Малайзии. Но страна быстро подстроилась под новые условия. Падение ВВП уменьшалось весь прошлый год, а с начала 2010-го возобновился рост этого показателя, и два последних квартала он увеличивается более чем на 10%. Такие показатели в мировом масштабе сейчас относятся к самым завидным.

О том, какие уроки украинцы могут извлечь из опыта Малайзии, говорил в своем мастер-классе* Павло Шеремета, президент и старший консультант Института Стратегии Голубого Океана Малайзии — консалтинговой компании, созданной профессором Чаном Кимом и правительством страны. Мы же больше знаем Шеремету как первого декана Киево-Могилянской Бизнес-Школы (1999-2008).

«На мой взгляд, отечественные компании и лидеры должны позаимствовать у Юго-Восточной Азии в первую очередь дух победы и „тигриное“ желание завоевать мир, которые приводят страны данного региона к масштабным свершениям и небывалым прорывам. Этот дух не спускают сверху правительства — он зарождается внутри каждого».

По мнению оратора, у «Столетия Азии», которое многие сейчас предрекают, есть важные истоки. Прежде всего это то, что «азиаты — иные люди», у них свой акцент на социальный порядок, этику труд, образование, бережливость. К этим же истокам можно отнести и патриотизм в качестве идеология, и наличие сильных лидеров во главе страны, и даже использование американцев для свободной торговли и военной поддержки.

Украина к таким истокам не приобщена, но она вполне может воспользоваться опытом стратегического менеджмента от Малайзии. Конспективно его можно представить следующим образом:

  • национальные ценности. Есть задача сберечь исконную приветливость и увеличить образованность, предприимчивость, дисциплинированность, ответственность;
  • стратегическая канва для разработки и коммуникации стратегии;
  • новая экономическая модель для перехода от развивающейся экономики к развитой. В этом есть понимание того, что тяжело конкурировать с Assembled in China, и неясно, где малайские Apple и «Калифорния»? Есть ли культура Designed? Для развития определены такие приоритетные отрасли: нефть и газ; пальмовое масло и сопутствующие продукты; финансовые услуги; оптовая и розничная торговля; информационные и коммуникационные технологии; туризм; электротехника и электроника; бизнес-услуги; частная медицина; сельское хозяйство; развитие столицы и ее окрестностей;
  • определение приоритетов в виде NKRA (National Key Result Areas). Сформулированы шесть краткосрочных приоритетов: снижение преступности; борьба с коррупцией; расширение доступа к недорогому и качественному образованию; повышение уровня жизни малоимущих; улучшение инфраструктуры в сельских районах; улучшение системы общественного транспорта;
  • определение краткосрочных правительственных KPI для достижения стратегии;
  • создание «лаборатории» для разработки плана действий в отношении ключевых национальных отраслей;
  • Стратегия Голубого Океана для создания высокой ценности при низких затратах;
  • брендинг страны. В надводной части айсберга с названием «бренд страны» малайцы расположили рекламу, PR и создание точек контакта. Под водой оказалось главное — правительственные решения, приоритеты, системы управления персоналом, корпоративные герои, ценности, миссия и видение;
  • миссия и видение для объединения страны. Национальная миссия включает в себя несколько главных пунктов: поднять экономику вверх по цепочке создания ценности; увеличить восприимчивость страны к знаниям, творчеству, инновациям и выращивать «ментальность первого ряда»; решить проблему социально-экономического неравенства; улучшить стандарты и устойчивость качества жизни; усилить институциональную способность страны реализовывать стратегию.

Согласно разработанному в середине 1990-х стратегическому плану поэтапного развития страны «Видение-2020» Малайзия в 2020 г. видит себя единой нацией с сильными моральными и этническими ценностями, живущей в демократическом, либеральном, экономически справедливом и равноправном, прогрессивном и процветающем обществе, основанном на конкурентной, динамичной и здоровой экономике. Руководство страны внимательно следит за исполнением этого плана.

От себя добавим, что уникальность Малайзии заключается в том, что на основе британской законодательной системы ей удалось создать парламентское государство, в котором существует очень сильная и доминирующая во всем исполнительная власть. На начальных этапах независимости сформировалась сильная политическая партия Объединенная малайская национальная организация, сумевшая обрести всеобщую поддержку электората. Каждый раз, успешно пройдя парламентские выборы, правящая партия сохраняла за собой пост главы правительства, обеспечивая тем самым стабильность власти и внутриполитической ситуации в стране.

Разумеется, опыт такой монопартийности совсем необязательно будет (как был и есть сейчас) успешным в других странах.

Залишити відповідь