Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 24 февраля 2010 г
Если крупнейшие сотовые операторы страны сейчас должны удерживать свои позиции, стараясь не терять рентабельность, то с Астелитом все сложнее.
О том, что оператор мобильной связи Астелит (ТМ life:)) начал экономить, можно было убедиться уже во время визита в его головной офис. Еще совсем недавно он располагался в одном из наиболее респектабельных бизнес-центров Киева «Мандарин Плаза» рядом с центральной улицей столицы. Добираться в новый «штаб» весьма неудобно, да и антураж вызывает смешанные эмоции: с одной стороны открывается прекрасный вид на город, а с другой — на Байковое кладбище. Но с рациональной точки зрения все логично. Даже более крупные операторы избегают дорогих офисов, стараясь разместить почти весь свой столичный персонал под одной крышей. Так поступил и Астелит, киевские сотрудники которого ранее работали в разных точках города. Помимо этого, был проведен комплекс мер по сокращению операционных расходов, что позволило сэкономить в 2009 г. $30 млн. Оператор снизил маржу дистрибьюторов и реселлеров, закрыл некоторые магазины и перевел часть операций на аутсорсинг.
Автономное обеспечение
Жить на широкую ногу сейчас не могут себе позволить даже операторы сотовой связи, хотя их бизнес в условиях кризиса остался устойчивым. Если раньше отрасль по определению считалась растущей и перспективной, то в прошлом году в этой парадигме произошел сбой. В 2009 г. выручка украинских сотовых операторов, по данным Госкомстата, сократилась на 3,9% — до 28,5 млрд. грн.
Для зарубежных инвесторов, под контролем которых находится большинство компаний отрасли, падение доходов было еще более драматичным вследствие девальвации гривни. Оснований с оптимизмом смотреть в будущее местного рынка у них также нет. И если крупнейшие операторы страны — Киевстар и МТС-Украина — должны удерживать свои позиции, стараясь не терять рентабельность, то с Астелитом все сложнее. Да, он уже обслуживает 12,2 млн. абонентов, что составляет 22% от общего числа пользователей мобильной связи страны; да, его абонентская база в отличие от базы конкурентов продолжает расти из года в год и только за 2009 г. увеличилась почти на 1 млн., однако на финансовых показателях это пока слабо отражается, и компания продолжает нести убытки. Основная причина — необходимость дальнейшего инвестирования в сеть. По словам главного исполнительного директора Астелита Тансу Еэна, затраты на развитие сети будут только возрастать, в то время как эффект от этого станет все менее заметным. Однако он будет более чем заметным, если принять во внимание финансовые показатели, поскольку эта статья расходов съедает примерно треть всей выручки и не опускается ниже $30 млн. за квартал.
На сегодняшний день сетью Астелита покрыта территория, на которой проживает 95,6% населения страны, поэтому большинство вложений сейчас направлены на повышение качества сигнала и увеличение емкости. Только так можно завоевать высокодоходных и требовательных абонентов. Именно они являются залогом устойчивости, именно их так не хватает Астелиту, который пришел на рынок гораздо позже конкурентов. Вследствие этого средний ежемесячный счет абонента (ARPU) у оператора едва превышает 20 грн., что вдвое меньше доходности абонентов Киевстара. Тансу Еэн утверждает, что на рынке сложились неравные условия, поскольку Астелит может использовать более скромный частотный ресурс, чем его конкуренты. Дефицит ощущается в основном в диапазоне 900 МГц, в котором можно обеспечить большее покрытие за меньшие деньги.
В случае проведения 3G-тендера Астелиту придется тратить больше, чем сейчас, поэтому он вынужден уповать на терпение акционеров и не должен вызывать сомнения в возможности возврата инвестиций. Между тем некоторые трудности у акционеров уже возникали. Так, в прошлом году СКМ, владеющая 45% акций оператора, не смогла вовремя выполнить план инвестиций, в результате чего Turkcell (контролирует 55%) пришлось кредитовать партнера на сумму $25,8 млн. В Астелите тогда заявили, что проблем во взаимоотношениях инвесторов нет.
По информации «&», в СКМ могли быть недовольны тем, что Turkcell зарабатывает на убыточном Астелите за счет подконтрольных турецкому оператору сервисных компаний. К примеру, Астелит арендует базовые станции у UkrTower (контракт на несколько десятков миллионов долларов) и пользуется услугами кол-центра Global Bilgi. Обе эти компании являются дочками Turkcell.
Смыкающийся рынок
Руководству Астелита стоит опасаться не внутренних трудностей, а ужесточения условий на рынке. Решение Telenor и Altimo об объединении своих активов может привести к дальнейшему усилению Киевстара, который уже сейчас контролирует более половины доходов отрасли. Потенциальное объединение с Украинскими радиосистемами (УРС, ТМ Beeline) поставит крупнейшего оператора страны в еще более выгодное положение по сравнению с конкурентами, поскольку в его распоряжении окажется около половины всего радиочастотного ресурса для связи GSM. Это снизит себестоимость услуг (лучшее качество можно обеспечить меньшим количеством оборудования) и при определенных условиях позволит развивать 3G даже без участия в тендере.
Сейчас не стоит рассматривать вероятность ухода Астелита с рынка и возвращения дуополии, однако усиления конкурентного давления вполне можно ожидать. К примеру, Киевстар, который раньше старался избегать существенного снижения тарифов, в этом году вывел уже два новых предложения — «Единая цена» и «Выгодный», очень напоминающие соответственно «Простой life:)» и «Свободный life:)». К этому стоит добавить, что МТС-Украина уже давно снизил ценовую планку и также играет на поле Астелита.
Для третьего оператора страны в текущих условиях крайне опасно существенно изменять тарифную политику, поскольку лояльность его абонентов зачастую диктуется как раз низкими ценами. Вероятно, Астелиту было бы на руку изменение некоторых условий работы на рынке. Наиболее реальным и ощутимым изменением могло бы стать снижение ставок межоператорского доступа (интерконнекта), поскольку существующие расценки (50 коп./мин на мобильные и 25 коп./мин на фиксированные сети) лишь способствуют укрупнению операторов и получению ими высоких прибылей. Однако резкое снижение ставок нанесло бы серьезный удар по текущей бизнес-модели оператора, построенной на перекрестном субсидировании внутрисетевых звонков межсетевыми.
Пока у Астелита от интерконнекта одни неприятности. Он единственный из GSM-операторов еще не подписал договора с Укртелекомом и ввязался в конфликт с УРС и Голден Телекомом, которые хотят пересмотреть ставки в сторону снижения. Отношения оператора с Национальной комиссией по вопросам регулирования связи (НКРС), призванной обеспечивать честную конкуренцию, также нельзя назвать безоблачными. Недавно НКРС даже грозилась аннулировать лицензию Астелита за эксплуатацию некоторых базовых станций без разрешения. Впрочем, эта проблема уже урегулирована. А в прошлом году регулятор добивался запрета на использование неполных тарифных единиц (поминутной тарификации) и ограничения продвижения условно нулевых тарифов. Обе эти инициативы затрагивали интересы компании.
Тем не менее Тансу Еэн с оптимизмом смотрит в будущее: «Выход на чистую прибыль — дело нескольких лет». Чтобы приблизить эту дату, он обещает в нынешнем году новые тарифные предложения и много маркетинговых активностей. «Мы построили в нашей сети сообщества из семей, друзей и коллег, которые будут расти», — утверждает топ-менеджер.
Инвестиции в качество
Тансу Еэн, главный исполнительный директор Астелита.
Когда вы планируете выйти в безубыточность с учетом инвестиций?
Наша отрасль очень зависима от инвестиций, и если их прекратить, то будет легко достичь прибыльности. Мы уже инвестировали $1,3 млрд. и продолжаем делать серьезные капиталовложения. Поскольку EBITDA в плюсе, мы покрываем операционные расходы, но для осуществления инвестиций необходимы средства акционеров. Нужно также учитывать, что Астелит работает эффективно: количество абонентов на одного сотрудника у нас выше, чем у многих конкурентов.
Возможно ли завоевать более доходных абонентов?
Высокодоходные абоненты могут прийти только с улучшением качества услуг. Мы работаем над этим, и вы можете увидеть, что с сентября прошлого года ARPU растет. Сейчас наша сеть становится все более конкурентоспособной по качеству.
Сможете ли вы убедить акционеров в том, что 3G улучшит вашу бизнес-модель?
Думаю, что мы не будем пытаться их убедить, потому что уже убедили. 2 млн. пользователей широкополосного доступа в стране с
Можете ли вы объяснить суть вашего конфликта с НКРС?
На работу 19 установленных базовых станций не было разрешений Укрчастотнадзора. Эти решения принимаются очень долго, проволочки могут длиться более года. Иногда бывает, что оборудование включается на небольшой промежуток времени в тестовом режиме, что тоже могло послужить причиной претензий. У нас работают 7,8 тыс. базовых станций, а здесь речь идет о 19. Если в подобных случаях будут отзываться лицензии, никто не станет инвестировать в Украину. Но я хочу отметить, что наши переговоры с НКРС идут в конструктивном русле, мы готовы выполнять их требования.