Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 20 января 2010 г
Второй год работающая на рынке компания De Novo вызывает много противоречивых мнений. С одной стороны, она вроде олицетворяет сизифов труд своих основателей: имея отличный опыт и квалификацию в сфере IT-услуг, генеральный директор De Novo Максим Агеев и его команда создали компанию, к появлению которой рынок не готов. С другой стороны, является воплощением хобби людей, крепко связавших свою профессиональную жизнь с IT. Бесспорно и то, что De Novo стала одним из наиболее громких стартапов в своей отрасли за последний год. Дело осталось за малым — реализовать ее как бизнес. В этом начинании, помимо упорства, потребуется чудо в виде восстановления экономики страны. Сам основатель De Novo считает, что IT, являясь сервисной отраслью, всегда будет рефлексировать на экономику.
В ожидании зрелости
Каверзные вопросы типа «стали бы вы выходить на рынок, зная о кризисе?» или «не будет ли рынок слишком малым для вас даже при достижении лидерства?», очевидно, смущают Максима Агеева, однако этот превосходный оратор мигом обретает самообладание. Ответы рождаются быстро и своей последовательностью легко перевешивают неуверенность в сегодняшнем дне и неопределенность относительно будущего. Во всяком случае создается такое впечатление.
Рынок, на который компания вышла в середине 2008 г., безоговорочно входит в список наиболее пострадавших вследствие кризиса. Однако и до этого уровень его развития был не слишком высок, несмотря на постоянный докризисный рост на десятки процентов ежегодно. Важным индикатором этого является доля IT-услуг в портфеле заказов компаний. «По итогам 2008 г. в Украине она составляла менее 8% (для сравнения: в России — 22%, Польше — 35%, США — 56%) и, по моим прогнозам, в течение трех-четырех лет, возможно, вырастет до
Недостаток такого устройства рынка заключается в низкой эффективности развития IT-служб компаний при значительных затратах. «Когда вы собираетесь отремонтировать квартиру, вам не нужны спецификации мебели, надо просто представить, как квартира будет выглядеть. Вы долго выбираете, к вам присылают дизайнеров, рисуют чертежи, и только в конце вы начинаете выбирать мебель», — проводит параллель Максим Агеев. Еще одним признаком незрелости украинского рынка он называет разброс цен на аналогичные услуги: «Мы участвовали в тендерах, где наше предложение было втрое дороже. Бывали случаи, когда оно было вдвое дешевле».
В таких условиях определить миссию компании, которая намерена совершить революцию на IT-рынке страны, было несложно. Однако ограниченное поле для игры существенно усложняет получение достойного финансового результата: до кризиса многие скептически относились к отказу зарабатывать на поставках оборудования, которые, впрочем, в этом году сократились на 60%. Поэтому экономические пертурбации не стоит оценивать как негативные для новичка, ведь станься рынок в спокойном состоянии, призывы перестраивать свои IT-службы и изменять стратегию работы в этой сфере не были бы услышаны.
Эффективные изменения
Сегодня компании нередко смотрят в сторону IT, желая найти дополнительные возможности сократить расходы. В большинстве случаев они уже располагают значительной частью оборудования и ПО, необходимых для поддержания и развития IT-инфраструктуры — нужно лишь научить их эффективно использовать ресурсы. Наибольший потенциал развития этой компоненты имеют компании, работающие в IT-зависимых отраслях. Таковыми являются финансы, телекоммуникации и ритейл, где IT-службы во многом обеспечивают основной бизнес-процесс. Именно банки стали для De Novo ключевой целевой аудиторией, составляя 90% клиентской базы интегратора.
Чтобы достучаться до них, в компании разработали собственный подход к выработке решений и представлению их клиентам, в основе которого лежат понятные для финансистов расчеты показателей возврата инвестиций (ROIC), внутренние нормы рентабельности (IRR). Чуть более года назад в ответ на разворачивающийся кризис De Novo представила пакет рекомендаций и услуг, внедрение которых помогло бы снизить бюджет на закупку нового оборудования на
В своей презентации М. Агеев разделил компании на «паровозы» и «вертолеты» с точки зрения эффективности, прозрачно намекнув, что сама De Novo попадает во вторую категорию. Работая многие годы в крупной компании со сложившимися традициями (Квазар-Микро), одной из основных задач гендиректор выбрал борьбу с ними: «De Novo и традиции — это антонимы. Нам нечего делать там, где клиент говорит, что ему и так хорошо». Это вылилось в небольшой эффективный штат из 68 сотрудников со средним опытом работы порядка 13 лет, разместившихся в отдаленном от центра города единственном офисе компании, оснащенном многочисленными системами для повышения эффективности. Низкие издержки позволяют М. Агееву надеяться вывести компанию из кризиса на полном ходу. Но это не значит, что De Novo не рискует вследствие ухудшения экономической ситуации в стране. «Ни один человек в здравом уме не всунул бы свой кошелек с деньгами в эту пылающую топку», — отвечает гендиректор компании на поставленный вначале каверзный вопрос.
Взгляд за горизонт
Пасмурным осенним вечером прошлого года De Novo устроила роскошную вечеринку в одном из наиболее пафосных ночных клубов Киева. Поводом для проведения мероприятия, по убеждению службы по связям с общественностью компании, стало «событие года на IT-рынке Украины». Таким событием был назван проект по строительству современного центра обработки данных (ЦОД), стоимость которого исчисляется десятками миллионов долларов и сможет потягаться с ежегодной выручкой украинского системного интегратора. На лето 2010 г. намечено начало предоставления услуг по обработке информации для средних и крупных банков. Благодаря проработанной архитектуре ЦОД, современному оборудованию и собственным волоконно-оптическим линиям, De Novo гарантирует практически полную безотказность сервиса. В компании утверждают: ЦОД такого технологичного уровня будет сложно найти даже в более богатой России, но при этом соглашаются, что в постсоветских странах услуга удаленных вычислений в умах клиентов пока не выглядит своевременной.
В пользу интегратора и текущее положение банков, которые в большинстве своем подвешены на крючке рефинансирования. Предлагая повысить эффективность их работы, De Novo увеличивает их шансы остаться на рынке. М. Агеев рассказывает, что многие банки в Украине повторяют западную модель с одним МФО и ликвидацией филиальной сети. Сотни отделений делаются безбалансовыми, что позволяет сократить операционные расходы и выставляет эти банки в выгодном свете по сравнению со старыми финансовыми учреждениями с независимыми отделениями и филиалами, у каждого из которых свой счет и своя политика ведения клиентов.
Принятые в компании бюджеты и планы дают ей возможность рассчитывать на то, что в 2010 г. она начнет пожинать плоды своей деятельности на рынке. Сейчас De Novo ведет около 30 проектов, большинство из которых краткосрочные, то есть должны окупиться в течение трех кварталов или в более редких случаях — полутора-двух лет. Однако стоимость этих проектов не очень высока. М. Агеев: «Если бы года полтора назад мне кто-то сказал, за какие деньги я буду торговаться, я бы ни за что не поверил».
Больше платить клиенты будут за новые технологии, поэтому интеграторы должны развивать их, несмотря на высокие риски и отсутствие спроса сейчас. De Novo намерена стать пионером в этом направлении. Сейчас она работает над проектами по виртуализации, особенностью которых, по словам Максима Агеева, является очень длительный и сложный их дизайн, и без перестройки всей IT-инфраструктуры достичь результатов зачастую не удается. Кроме того, в компании есть тестовая лаборатория по моделированию ситуаций. И наконец, в De Novo смотрят в сторону «облачных вычислений», SaaS (ПО как услуга) и участия в международных цепочках разработки тех или иных продуктов и сервисов. И это притом, что SaaS больше является философской концепцией, чем реальной возможностью.
Оптимизм в отношении возрождения украинского IT-рынка позволяет М. Агееву пока не задумываться о масштабной региональной экспансии: «Потенциальные потребности в Украине намного больше, чем может предложить De Novo». По его мнению, в нашей стране даже внукам хватит работы по перестройке IT, поэтому остается запастись терпением и надеяться на появление первых династий на IT-рынке.
Перспективы цифровой архитектуры
Созданная Forrester Research концепция информационных волн разделяет историю IТ на периоды инноваций и роста, которые каждые восемь-десять лет сменяются периодами совершенствования и освоения технологий, накапливания резервов для новой волны. Приход любой новой технологии приводит к увеличению оборота в индустрии, периоды освоения — к стагнации или спаду.
Сейчас начинается формирование новой волны, которую назвали «цифровая архитектура бизнеса». Этот период будет характеризоваться повсеместным проникновением IТ в жизнь и полным переводом бизнеса на цифровую основу. Какими трендами предваряется новая волна? Растет популярность ПО с открытым кодом. Предоставление программ переходит от «коробочного» или лицензионного варианта к схеме «ПО как услуга» (SaaS). Этого же можно ожидать и в области работы с информацией: арендуется аналитическое приложение, в которое закладываются необходимые для конкретного вида деятельности данные. При построении корпоративной IT-архитектуры используются технологии BPM (управление бизнес-процессами) как двигатель ориентированной на сервис архитектуры (SOA). Все неосновные бизнес-процессы целенаправленно передаются на аутсорсинг. В «железной» части IT-инфраструктуры грядет тотальная виртуализация серверов и применение грид-технологий для обработки и хранения данных. Еще одна тенденция — повсеместное распространение Интернета с быстрым и мобильным доступом за счет технологий 3G и 4G. Смысл цифровой архитектуры — ни одного персонального или бизнес-процесса вручную.