Один из авторов июльского номера Harward Business Review (2009 г.) категорично заявил: «На бизнес-школы обрушился шквал критики. Выпускники (в том числе Гарвардской бизнес-школы) потеряли престиж и доверие. Бизнес-образование в нынешнем виде умирает, и пришло время делать в нем фундаментальные изменения». Это не было мнением маргинала — подобная критика раздавалась (да и продолжает звучать) с разных сторон.
Разумеется, кризис затронул не только бизнес-школы, в нем пребывает традиционное университетское образование в целом. Главных причин две: информационная революция и постоянное и быстрое изменение жизненных условий. Традиционная модель образования как некоего интерфейса между пространством научных знаний и головами студентов перестает работать. Знаний стало очень много, они быстро обновляются, и фигура профессора, который еще недавно рассматривался как носитель сокровенных знаний, попросту исчезает. Лекционные занятия становятся неэффективными и неинтересными — быстрее и проще получать информацию через Интернет. Состояние напряженности и неопределенности практически стало нормой для общества. Жизнь уже никогда не будет такой спокойной и размеренной, какой она была еще относительно недавно, поэтому знания и опыт, полученные в контексте даже недалекого прошлого, не работают. Алгоритмы успеха, найденные за пределами практики конкретного человека или бизнеса, становятся малоэффективными. Необходимо обращаться не в прошлое, а выстраивать системы, которые позволяли бы вытаскивать знания из будущего, предвидеть их.
Нужно отдать должное западной системе образования, которая в целом подтвердила свою высокую квалификацию, предложив новую парадигму. Она пока не стала повсеместной, но поток тех, кто направляется в ее сторону, становится все более массовым. Новая и старая парадигмы образования противопоставляются друг другу главным образом по целям. Стремлением классического образования является передача человеку как можно большего объема знаний в надежде на то, что они когда-нибудь пригодятся. Но вариантов контекста, в которых могут быть востребованы знания, бесконечно много, и никакая голова не вместит в себя таких объемов. Впрочем, в чистом виде эта парадигма зубрежки давно не существует. Однако до недавнего времени призывы, к примеру, «учить умению учиться» и проч. были больше благими пожеланиями, а попытки реализовать подобные принципы на серьезной основе учебных заведениях — единичными. Глобальный кризис, начавшийся в
Новая парадигма образования исходит из того, что для подготовки человека к профессиональной деятельности в нестабильных условиях необходимо развить его определенные личностные качества, которые дадут возможность жить в неопределенной реальности. Поэтому дисциплинарная структура знаний, отраженная в традиционных учебных программах, должна быть заменена на компетентностный подход, называемый problem based approach (обучение на основе решения проблем). Следует отталкиваться от существующей проблемы и реальной практики и формировать под них образовательные ресурсы, помогающие человеку развиваться.
В учебных заведениях будущего, так называемых университетах 2.0, работа, учеба и отдых сливаются воедино. Там нет оценок, преподавателей и студентов, а главная цель — получить компетенции. На Западе уже открываются первые такие университеты. Так, Google и NASA в США основали Singularity University. В нем, кстати, реализован очень простой механизм долгосрочного финансирования: каждый выпускник, создавая компанию, передает университету 1% акций.
В рамках Темы номера мы постарались узнать, что думают консультанты об украинском бизнес-образовании, и как реагируют на современные вызовы бизнес-школы, которым приходится вести перестройку в условиях ограниченного финансирования. Поэтому отрадно, что появляются работодатели, которые, следуя золотому правилу «Помощь утопающим — дело рук самих утопающих», инвестировали в собственную бизнес-школу, где изначально реализованы многие принципы университета 2.0.