«Делать то, чего требует наше достоинство»

Борис Гудзяк, ректор Украинского католического университета

Конформизм в нашей жизни обусловлен разными факторами. Возможно, первый – это сопротивление среды, в которой необходимы инструменты для прокладки своего курса. Часто решение подчиниться обстоятельствам связано с чувством обреченности и неспособности увидеть выход. Таким образом, мы отказываемся от решения, и вопрос в том, можно ли увидеть другие возможности. Для этого нужна перспектива. Веками люди почитали мудрость старцев: чем старше человек, тем большим он может поделиться. Такие люди осторожны, они могут быть менее инициативными, но их опыт намного богаче. Когда у нас есть жизненная мудрость, мы не обречены быть конформистами.

>>> Сама по себе взятка – это слишком несовершенный механизм налаживания отношения и решения проблем, и мы все это понимаем. Возможно, коррупция – необходимый способ работы в разных обстоятельствах с целью справиться с бюрократической машиной. Так или иначе, анатомия этого процесса нам ясна. Я считаю, что система, построенная на взятках, обречена на нищенское существование и патологию, поскольку ее суть перечеркивает все то, чем живет человек, в чем его призвание. Эту систему надо лечить, очевидно, и в законодательном плане, и в плане культуры.

>>> Есть вопрос: кто из нас сегодня призван бороться с коррупцией по-донкихотски, Казалось бы, это абсурд, но, чем больше усилий в этом плане прикладывается, тем быстрее может произойти чудо, которое, по моему мнению, аналогично тому событию, которое наша страна пережила 20 лет назад. Произошло невероятное освобождение человека. Мы стали свидетелями и участниками революции, и, мне кажется, перед историей, Богом и детьми имеем меньше прав сомневаться в возможности таких изменений и преодолении наших трудностей.

Советская система в своем основательном подходе к контролю над людьми эффективно, как кислота, разъедала людскую солидарность. Я думаю, нужен глубокий анализ нашей неспособности противостоять коррупции. Дело не только в прагматических экономических факторах, но и в очень личных, человеческих, которые мы можем укреплять и становиться более устойчивыми.

Можно преодолеть и другие пороки. И тут встает вопрос внутренней свободы: готов ли я идти на риск, который обязательно потребует жертв. Жертве стоит радоваться с мудростью. Я убежден в том, что сегодня есть много тех, кто живет в соответствии со своими принципами. Мы не должны отбрасывать возможность быть принципиальными.

>>> Принципиальность – это не идеология и не абстрактная теорема, а цельная структура жизни. Наша принципиальность невозможна в одиночестве, поэтому необходимо творить солидарность, объединяться, чаще встречаться с людьми, взгляды которых мы разделяем. Будьте гостеприимными, находите общие интересы, решайте общие проблемы – так может прорости зернышко новой силы.

>>> Я – сторонник не столько запретов (хотя и они нужны), сколько методов воспитания, привития культуры, которая помогает людям обрести внутренний ориентир для свободного плавания в житейском море. По моему мнению, сегодня в Украине идет борьба за внутреннее пространство человека. Когда мы внутренне свободны и не даем эмоциям нами овладеть – нашей душой и мыслями, тогда неизбежная необходимость плыть по течению уже ставится под сомнение и жизнь становится очень интересной.

>>> Нам надо обращать внимание на долгосрочные процессы и не позволять себе тратить энергию на борьбу с преходящим. Жизнь становится более плодотворной, когда мы смиряемся с тем фактом, что не все подвластно нашему контролю. В мире было, есть и будет много неправды. Это связано с тем, что мы никгда не будем делать свободный выбор – будем ошибаться и иногда делать это специально, что начнет приводить к различным результатам. Иначе не было бы ни ответственности, ни правдивой свободы. А Бог создал нас свободными. Надо бороться со всяким злом, но, я думаю, усилия стоит концентрировать на плодотворных примерах. Делать что-то не потому, что оно будет давать результат, а потому, что это то, чего требует наше достоинство. Каким бы ни был результат, какой бы ни была жертва.
 

Залишити відповідь