Гребенка для газона

Быстроразвивающийся украинский рынок садово-парковой техники – один из самых доходных в весенне-летний сезон.


Повышение благосостояния населения, увеличение темпов коттеджного строительства, облагораживание территорий компаний и активное озеленение городов в целом сделали невероятно востребованными в Украине товары садово-парковой техники. Операторы рынка отмечают, что прирост продаж на уровне 30-40% за первое полугодие 2007 г. произошел по всем категориям товаров. А по наиболее популярным – легким бензопилам, триммерам, культиваторам, газонокосилкам – продажи превысили эти показатели.


Впечатляющий рост рынка садово-парковой техники, по оценкам экспертов, будет продолжаться еще не менее пяти лет. В Украине пока представлены далеко не все мировые бренды. Но несмотря на это, продукция отечественного производителя уже практически вытеснена. В то же время на развивающийся рынок заявляют свои права азиатские производители – в Украину хлынул поток китайской техники. Кроме того, подрывают продажи официальных дистрибьюторов и «черные» импортеры: сегодня, по оценкам экспертов, контрабанда занимает треть рынка. Эти тенденции подтверждают привлекательность и высокую доходность работы на рынке садово-парковой техники.


Зарубежное господство
Украина познакомилась с зарубежной садово-парковой техникой в 1997-98 гг. Тогда импорт пришел на смену советской бензопиле «Дружба». Первыми стали переходить на европейскую продукцию лесхозы. А с 2000 г. начал расти спрос на легкую маломощную технику для работы время от времени на дачах.


Сейчас около 95% рынка занимает импорт. «Среди лидеров продаж профессиональной техники и техники для частников в ценовом сегменте средний и высокий – шведская марка Husqvarna и немецкая Stihl. Остальные работают в низком и среднем ценовом диапазоне. Есть еще множество «китайцев», большая часть продукции которых привлекательна лишь ценой», – рассказывает Юрий Склянкин, президент компании «Форест». Из отечественной техники на рынке представлена в основном продукция компании «Мотор Сич» (Запорожье), выпускающей бензопилы и косилки. Но уровень отечественной техники уступает европейскому.


Для зарубежных компаний Украина интересна не только по причине слабости отечественного производителя. «С ростом благосостояния населения рынок показывает высокие темпы развития. Кроме этого, среди преимуществ – отсутствие обязательной сертификации: она требуется не более чем для 10% товаров (электротехника, культиваторы, ГСМ и защитная одежда)», – отмечает региональный менеджер по Украине, России и Беларуси компании Husqvarna Юрий Санников. Вдобавок ко всему на садово-парковую технику с мотором постепенно начинают переходить сельские жители.


Среди рисков для ведения бизнеса – переменчивая политическая ситуация, что сказывается на закупках техники государственными организациями. Недостатком также является слабый контроль со стороны государства за импортом. Контрабандисты продают товары на 20-30% ниже уровня стоимости официально поставленной на рынок техники.


Если прицениться
По назнаЧению садово-парковую технику, представленную на украинском рынке, можно разделить на две группы. Профессиональную технику используют в своей работе автодоры, зеленстрои, лесхозы, учреждения с большими территориями – аэродромы, дома отдыха, гостиницы и пр. Она отличается высокой мощностью и рассчитана на непрерывную работу в течение полного рабочего дня – 6-8 ч. Около 40% продаж техники приходится именно на профессиональный сегмент.


Вторая группа объединяет в себе технику для индивидуального пользователя (дачников, сельских жителей и др.) и предназначена для работы время от времени, как правило, используется не дольше двух-трех часов в день. С ростом количества владельцев загородного жилья по аналогии с тенденцией, наблюдающейся в европейских государствах, эксперты прогнозируют изменение соотношения продаж и увеличение доли любительской техники.

По цене всю продукцию можно разделить на три сегмента: дорогостоящая техника, товары среднего ценового сегмента и экономкласса. Премиум-сегмент сейчас занимают шведы и немцы. Лидерство в сегменте дешевой техники принадлежит китайцам. Разница в цене между товарами данных сегментов может колебаться в полтора-два раза. К примеру, китайские бензопилы стоят от 500 грн., а шведские и немецкие – от 1100 грн.


Украинский потребитель очень чувствителен к цене и этой категории товаров. Но чудес нет и здесь – дешевое обычно оказывается менее качественным. Доходит до того, что иногда проще купить еще одну пилу, чем ремонтировать старую.


В обмен на высокую цену клиент официального поставщика получает не только более качественный товар, но и хороший сервис, консультации. Причем импортеры утверждают, что в случае серьезных поломок клиенту уже не придется ждать по месяцу и более, пока необходимую деталь доставят в Украину. Сегодня расходные материалы (масло, леска, ножи, ремни, цепи, шины и др.) и запчасти имеются на местных складах. В целом развитие сервисной сети крупных поставщиков успевает за ростом рынка. Так, компания «Форест», сеть которой насчитывает 70 дилеров, имеет 45 сервисных центров по всей Украине и 21 специализированный магазин. У импортеров дешевой продукции, впрочем, как и отечественного производителя, сети обслуживания пока развиты слабо.


Каналы утечки
Сбыт техники на рынке осуществляется в основном по нескольким каналам: через рынки, специализированные магазины («Лес и сад», «Серп и молот» и др.), гипермаркеты («Новая линия», «Эпицентр», METRO и т. д.) и другие розничные точки, Интернет. С крупными потребителями дистрибьюторы и дилеры работают напрямую.


Хотя товары рынка садово-парковой техники не являются продукцией массового потребления, в продвижении техники компании используют не только специализированные каналы коммуникаций. Так, реклама товаров присутствует не только в Интернете и специализированных печатных СМИ, но и на телевидении, в региональной прессе, на билбордах.


Специалисты по рекламе отмечают, что продвижение товаров для разных целевых аудиторий отличается. Для профессиональной аудитории более эффективны личные встречи, организация семинаров, демонстрация работы техники, участие в специализированных выставках. На дачников больше рассчитана прямая реклама. На эту аудиторию достаточно эффективно воздействуют краткосрочные акции.

Залишити відповідь