«Я верю в моральную трансформацию как в путь к цивилизованным правилам игры»

Мирослав Маринович: «Я верю в моральную трансформацию как в путь
к цивилизованным правилам игры»

По всей видимости, экономика изначально была связана с духовными процессами. Изгнанный из Эдема, человек немедленно столкнулся с необходимостью трудиться и превратился из райского создания в существо экономическое. С той поры высшей задачей мировой экономики стало воссоздание на Земле царства Божьего. И хотя эта благородная в своем утопизме цель время от времени исчезала с поля зрения склонного к эгоизму homo economicus, сегодня духовность и мораль кажутся той частью всемирного проекта, которой недостает для его полной (насколько это возможно в земных условиях) реализации, а пресловутая глобализация помогает открывать в таких понятиях, как «любовь», «толерантность» и «солидарность» бесконечные слои практического смысла. Таким образом, например, можно было интерпретировать выступление вице-ректора по вопросам миссии и цели Украинского католического университета Мирослава Мариновича. Известный правозащитник и религиевед в конце апреля в Киеве встретился с украинскими бизнесменами в рамках дискуссионного клуба «Бизнес Credo», организованного Львовской бизнес-школой и Украинским католическим университетом.

>>> Годы диссидентства выработали у меня привычку думать иначе, нежели большинство, поэтому я не огорчаюсь, когда меня считают утопистом или мечтателем. Прослыть таковым тем более вероятно, если я общаюсь с бизнесменами, людьми практического склада. И все же мне интересно, насколько утопичными в действительности покажутся им мои слова. 

>>> Я как гражданин Украины согласен не спрашивать у каждого из наших богачей, где они взяли первый миллион. Я не являюсь сторонником экспроприации как способа восстановления справедливости. Верю не в этот путь, а в путь моральной трансформации. Согласился бы не спрашивать, если бы, собрав свои первые миллионы, большой бизнес ввел цивилизованные правила игры. Мне было бы интересно услышать от предпринимателей, возможно ли это.

>>> Главное препятствие, для того чтобы ввести цивилизованные правила в какой бы то ни было области (бизнесе, политике, культуре и проч.), – аморальность большинства. Надо сказать, это реальность нашего времени. Если вокруг тебя все действуют аморально, очень трудно оставаться моральным. Намного легче идти и падать вместе со всеми.

>>> Отсутствие солидарности – ахиллесова пята нашего общества. Мы не любим ближнего на личном и транснациональном уровне. Многие согласны с тем, что нынешний финансовый кризис имеет и моральную составляющую. Все знают, что за аморальность приходится платить, но каждый думает, что когда наступит время, заплатят другие, а не он. Необходимо понять, что мир слишком маленький и глобализованный, чтобы играть в эгоистические игры. Не заплатив в одном месте, потеряешь в другом. Я не знаю ответа на вопрос, может ли быть моральным бизнес, но точно знаю, что аморальный бизнес – краткосрочен.

>>> Каким образом может произойти моральная трансформация? Сначала должна появиться группа отчаянных людей (пассионариев – по Гумилеву), которые начнут жить по законам того мира, который они хотят реализовать. Далее возможны два варианта развития событий: либо система их вытолкнет, либо эти люди станут системообразующим элементом. Собственно говоря, эта формула стара как мир. Вспомните хотя бы о 12 людях, которые собрались вокруг отчаянного утописта и вместе захотели изменить мир.

>>> Какова роль бизнеса в моральном развитии общества? Он может поддерживать те институции, где формируются новые люди, желающие жить по цивилизованным правилам. Вместе с тем бизнесмены и сами напрямую могут участвовать в данном процессе.

>>> Один из основателей Московской Хельсинкской группы Юрий Орлов, объясняя, почему он стал диссидентом, сказал, что ему надоело. Я рассчитываю на то, что и в Украине появится критическая масса людей, которые тоже скажут: «Надоело! Надоело давать взятки, мухлевать, жить по правилам этого мира. Я хочу жить честно!». Если эти люди будут готовы платить за свою позицию, то они станут убедительны для окружающих. Сегодня о морали говорят все кому не лень, но только жертва дает вашим словам золотое обеспечение.

>>> Почему я говорю с бизнесом категориями, которые, казалось бы, уместны в клерикальной среде? Потому что хочу, чтобы в бизнесе было больше людей, понимающих: лучше потратить деньги на организацию цивилизованных правил игры, а не отдать их чиновнику в виде взятки. Если мы завтра не хотим платить большую жертву, надо сегодня заплатить малую. Моральность тоже имеет финансовое измерение и цену. Если будет угодно, можете говорить не о жертве, а об инвестициях в будущее.

Залишити відповідь