Жизнь после IPO

Выход на биржу – не только источник дешевых и длинных денег. Это начало нового этапа развития компании, сложного и неоднозначного.

В 2005 г. украинские компании совершили первые IPO на международных биржах. В дальнейшем судьба первооткрывателей сложилась по-разному. Так, девелопер XXI Век, получивший при размещении больше всех – $139 млн., – едва избежал банкротства под давлением последствий глобального кризиса 2008 г. и связанного с ним обвала курса акций строительного сектора. Производитель молочных продуктов Укрпродукт, получивший меньше всех ($11 млн.), тоже не избежал падения курса акций в кризис, но сохранил динамику развития бизнеса и прибыльность. Сергея Евланчика, главного исполнительного директора и мажоритарного акционера Укрпродукт Групп, мы расспросили о развитии компании после IPO. Однако прежде чем привести его ответы, напомним некоторые общие принципы.

Выходя на IPO, компания не берет на себя дополнительные обязательства, как происходит при получении кредита, не должна ежеквартально выплачивать проценты, как после эмиссии облигаций. А привлеченные суммы могут быть намного больше. IPO дает рыночную оценку стоимости компании, без чего ее трудно продать по справедливой цене. После IPO акции компании находятся у западных инвесторов, что делает ее более устойчивой к рейдерским захватам или произволу властей.

Но начало работы на мировом фондовом рынке обязывает обнародовать информацию о финансовых показателях и владельцах компании. Менеджменту добавляется много рутинной работы: необходимо информировать биржу о всех крупных сделках, изменениях в руководстве; предоставлять подробную отчетность; вести постоянную работу с инвесторами. Нельзя останавливаться: расширение компании, реструктуризация, деятельность в своем сегменте – все должно быть направлено на увеличение ее прибыли и стоимости. Она будет вынуждена считаться с интересами акционеров (в том числе соблюдать права миноритарных) и мнением инвестиционного сообщества. Мажоритарный акционер уже не может сказать «моя компания» и управлять ею единолично. Это не может не сказаться на скорости принятия решений и гибкости компании. Придется отказаться и от серых схем, в то время как непубличным конкурентам ничто не мешает их использовать.

Поэтому не стоит рассматривать IPO только как источник дешевых и длинных денег. Это скорее начало нового этапа развития.

Что IPO дало вашей компании?

Главное – это повышение качества бизнеса. Я не сказал бы, что компания была до IPO отсталой в этом отношении, но публичный статус накладывает новые требования. Для того чтобы инвесторы ставили нас в один ряд с другими компаниями, куда они могут вкладывать деньги, приходится постоянно усовершенствовать и оптимизировать бизнес-процессы. Это касается подготовки управленческой отчетности, процедур аудита, бюджетирования, принятия решений. Кроме того, изменилось распознавание, узнавание нашего бизнеса на уровне разных аудиторий: потребителей, инвесторов, партнеров, финансовых институтов. Лучшему распознаванию за рубежом способствовало и то, что наше IPO проходило практически одновременно с «оранжевой революцией», что позволило инвесторам лучше узнать не только компанию, но и страну. Изменилась и наша способность привлекать финансирование на более качественных условиях.

А вам как совладельцу и топ-менеджеру?

Расширение контактов, возможность организации менеджмента на более высоком уровне, расширение кругозора. Теперь при принятии решений стало правилом оценивать ситуацию не только на украинском рынке молочных продуктов, но в целом на рынке продуктов питания, в том числе мировом. Это нужно потому, что взаимное влияние отдельных географических или продуктовых рынков может быть весьма значительным. Конечно, здесь сказалось и вступление Украины в ВТО, так как ранее не было такой корреляции мировых и украинских цен на продукты питания. Появились у нашей команды и новые стимулы для обучения. Их постоянно подбрасывают инвесторы и международные аудиторы.

Если бы вы сейчас оказались в 2004 г., ваше решение по поводу IPO в Лондоне было бы таким же?

Сначала немного истории. В конце 2003 г. я окончил в Оксфорде программу МВА. Во время обучения привязался к Великобритании как стране, обзавелся некоторыми контактами, получил понимание того, что размещение на Лондонской фондовой бирже в принципе возможно для компании, которая основные операции ведет в Украине. Конечно, размещение в Лондоне определялось не только тем, что я там учился, но связь между этими событиями однозначно есть. Получив представление о функционировании бизнеса за рубежом, я смог начать строить мост между двумя столь разными мирами. Это было необходимо для того, чтобы понять, как нужно объяснять инвесторам плюсы и риски украинского бизнеса.

Если бы решение принималось сейчас, думаю, что, скорее всего, оно было бы таким же. В конце 2003 г., когда мы решили идти на IPO, для среднего украинского бизнеса было немного возможностей привлечения финансирования на приемлемых условиях.

Вы как поставщик молочных продуктов сотрудничаете с Kraft Foods, Nestle. На ваш взгляд, при установлении отношений насколько помогло то, что вы – публичная компания, торгующаяся на Лондонской бирже?

Я не сказал бы, что это является решающим фактором. Но при его добавлении масса аргументов в нашу пользу часто начинает превышать критическую.

А при получении внешнего финансирования, в том числе недавнего кредита от ЕБРР?

Фактор публичности компании повышает для кредитора уровень комфорта при работе с ней. Процесс оформления кредита от ЕБРР занял у нас менее полугода, тогда как обычно у украинских компаний на это уходит 9-12 месяцев. С самого начала мы с банком общаемся на одном языке. И когда они запрашивают у нас какую-то информацию, выдвигают требования, мы понимаем, почему и для чего они это делают.

После размещения началось движение акций: продажа, покупка. В них участвовал и менеджмент компании. Для чего?

В ходе IPO я не продал ни одной своей акции. Делалось это потому, что инвесторам важно понимать, что менеджмент компании на 100% заинтересован в ее дальнейшем развитии. В 2006 -2007 гг. мы продали небольшие пакеты, ориентируясь на ценовую конъюнктуру. С началом кризиса упали курсы акций практически всех компаний, в том числе и Укрпродукт Групп. В 2009-2010 гг. мы выкупили примерно 5% по цене преимущественно12 пенсов, сейчас курс существенно выше. Но все эти шаги не имели стратегического значения для развития бизнеса.
 
Но одна из сделок по продаже акций сопровождалась переменами в мене­джменте компании.

После IPO я ушел с позиции главного исполнительного директора и стал просто исполнительным директором. Когда в кризис ситуация в мире и в Украине поменялась, изменилась конкуренция в нашем сегменте рынка, было решено, что я вернусь на должность СЕО. После этого мы провели существенные изменения на всех уровнях управления компанией, в производстве, маркетинге, продажах. До кризиса рынок позволял компаниям развиваться спекулятивно, не уделяя большого внимания затратам, теперь же контроль затрат стал одним из ключевых факторов успеха. А это совсем иные подходы к ведению бизнеса. Изменения были произведены своевременно. Поэтому мы остались прибыльной компанией и наращиваем обороты.

Инвестиционные аналитики, выдавая рекомендации по акциям вашей компании, например, в 2007 г. называли Укрпродукт потенциальным объектом поглощения. А реальные предложения вам поступали?

Их было достаточно много. Я считаю, что отношение акционера, принимающего участие в управлении, к таким предложениям должно быть рациональным. Если оно превышает тот уровень стоимости, который видит акционер-управленец, тогда его можно рассматривать. Пока наша оценка потенциала развития компании превышает ожидания потенциальных покупателей.

Общее собрание акционеров 9 июня приняло решение о выкупе существенного пакета акций (21%). Откуда средства на выкуп, и как поступите с акциями?

Процедуру обратного выкупа мы запустили с начала 2009 г. Решение собрания акционеров о выкупе акций и превращении их в казначейские не означает, что мы буквально завтра займемся этим. Просто менеджмент получил право выкупа собственных акций исходя из ситуации. Например, началась вторая волна мирового кризиса, поставлен очень большой риск на Украину, фонды начали ликвидировать свои позиции и т. п., в результате чего все акции сильно подешевели. Тогда менеджмент сможет оперативно выкупить их, чтобы потом оперировать по справедливой цене. Это чисто финансовое решение. Средства на выкуп будут нашими собственными, взятыми из прибыли.

Пока ни одной выкупленной акции мы не аннулировали и планируем использовать их либо для вторичного размещения, либо для сделок слияния и поглощения. Поскольку компания-эмитент зарегистрирована в Великобритании, у нас нет ограничений по времени нахождения акций в статусе казначейских.

Если говорить о возможном вторичном размещении, то насколько вам интересна Варшавская биржа?

Это один из вариантов. По моему мнению, ликвидность там существенно выше, чем в Украине, но не лучше, чем в Лондоне. Зато там выше коэффициенты оценки бизнесов. Это объясняется благоприятным инвестиционным климатом в Польше, который создало государство, развивая в том числе и свою пенсионную систему. В результате значительная часть инвесторов на Варшавской фондовой бирже – местные. А в Украине это в основном иностранцы, которые в случае малейшей тревоги начинают активно выводить средства с рынка.

На Варшавской бирже за последнее время разместились несколько украинских продовольственных компаний. Может это повлиять на курс акций новичка из нашей страны?

С одной стороны, можно считать, что есть некий перегрев. Но, с другой – у инвесторов появилось больше возможностей для диверсификации их портфелей. Биржа запустила у себя специальный украинский индекс. Поэтому размещения, о которых вы говорите, как минимум не ухудшили ситуацию, а скорее улучшили ее для новых украинских размещений.

Куда направите средства в случае, если IPO состоится?

Они могут быть использованы в трех направлениях. Первое – приобретения новых бизнесов. Второе – пополнение оборотного капитала, в том числе для поддержания оптимального соотношения между собственным и заемным капиталом, размер которого увеличивается в связи с финансированием от ЕБРР. Третье – создание собственной сырьевой базы за счет организации на партнерских отношениях индустриальных ферм. Без изменения структуры поставок сырого молока у украинской молочной отрасли в целом будет недостаточно конкурентных преимуществ, в том числе для экспорта в Евросоюз.

Независимое мнение

Джек Роуэлл, независимый председатель совета директоров Укрпродукт Групп.

Вы хорошо знакомы с британскими компаниями, сейчас работаете с украинской. Что у них общего, и чем они отличаются?

Рынок в Западной Европе в хорошем смысле весьма сложен в силу более длительного периода развития и становления предпринимательства. Пищевая промышленность очень конкурентная. Компания должна обладать сильным брендом или собственной торговой маркой. Крупные ритейлеры становятся все более изощренными. На поставщиков оказывается сильное давление, от них требуется хорошее качество продукции, поставки точно в срок.

Укрпродукт Групп сумела успешно провести IPO. Но затем наступила рецессия, а это означает, что меньше денег проходит через карманы и рыночные цепочки поставок продуктов. Люди ищут продукты с более высокой ценностью, но за те же деньги. Компания меняется в контексте весьма сложного украинского рынка, и в этом направлении достигнут определенный прогресс.

Мажоритарный акционер и руководитель компании уверен, что она имеет возможность для динамичного развития. Вы поддерживаете его в этом убеждении?

Компания занимает хорошую позицию на рынке, развивается. Недавно мы запустили «живой» квас – прекрасную продуктовую группу. Есть хорошие возможности для развития дистрибьюторского направления в рамках группы. Она демонстрирует силу, финансово устойчива, и это залог успеха в будущем.

Два размещения

Укпродукт Групп (Ukrproduct Group Limited), производитель и дистрибьютор молочной продукции. Ведет свою историю с 1997 г. В настоящее время основу бизнеса составляют пять заводов общей мощностью почти 70 тыс. т молочной продукции в год. Штат всех предприятий группы – около 1,9 тыс. человек.

В ходе IPO на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи (AIM LSE) в феврале 2005 г. Ukrproduct Group привлекла 6 млн. фунтов стерлингов посредством размещения 11,2 млн. новых акций (27,21% от общего количества). В феврале 2008 г. доразместила еще 1,04 млн. акций. По данным компании, по состоянию на 31.03.2011 г. 67,96% акций владеют учредители Сергей Евланчик и Александр Слипчук (исполнительный директор группы), 4,67% – выкуплены у акционеров и находятся в собственности компании, 27,37% – в свободном обращении.
В конце ноября 2010 г. второй производитель молочных продуктов из Украины совершил IPO – группа Милкиленд разместила акции своей головной структуры Milkiland N. V. на Варшавской фондовой бирже. Было продано 22,4% уставного фонда и привлечено около €60 млн. Аналитики считают: при этом размещении соотношение EV/EBITDA составило 6,8, что соответствует среднему значению данного мультипликатора у публичных европейских компаний молочного сектора – Danone, Bongrain и др. При размещении Укрпродукта этот показатель составил 6,2. Milkiland N.V. контролирует десять перерабатывающих заводов в Украине и один комбинат в России. Общая мощность по переработке молока составляет 1100 тыс. т в год.

Залишити відповідь