Рекордное количество европейских компаний, по данным Morgan Stanley, повысят маржу прибыли в 2011 г., причем почти 90% из них смогут повторить подобное достижение в 2012-м. Аргументами в пользу данного сценария считаются прошедшие в компаниях сокращения затрат и восстановление продаж после кризисных падений.
Предсказывая будущее, аналитики зачастую просто проецируют недавнее прошлое. По информации Morgan Stanley, раньше повышение маржи, как правило, происходило параллельно с ростом затрат на производство. Причина в том, что те же экономические силы, которые толкают вверх затраты, приводят и к росту прибыли. По той же логике в Standard Life Investment подсчитали: исторически каждый процентный пункт роста процентных ставок в США вызывает повышение прибыли на 2%. Эта компания, рассчитывающая модель корпоративной прибыли в зависимости от макроэкономических факторов с 1975 г., настроена оптимистически (подробнее см. стр. 24). По ее данным, глобальная прибыль выросла в 2010 г. на рекордные 40%, а в 2011-м прогнозируется повышение на 16%. На основе ожидаемого глобального роста и по-прежнему низких затрат (иными словами, «безработного восстановления») в Standard Life Investment считают, что цифра может быть почти в два раза выше. Это означает, что маржа, на сегодняшний день и так быстро выросшая, будет расти и в дальнейшем.
Чтобы понять ситуацию с прибылью в 2011-2012 гг., важно проанализировать, почему она взлетела после падения в 2008-м. Агрессивный контроль расходов, особенно затрат на оплату наемных сотрудников, и рост производительности труда — одни из самых известных мер, предпринятых компаниями. Дисциплина найма помогла, но контроль затрат на рабочую силу является лишь одним из основных факторов, повысивших маржу прибыли. Другим существенным фактором, позволившим компаниям нарастить продажи, стал высокий темп роста мировой экономики, особенно подъем экономик развивающихся стран. В минувшем году рост мировой экономики достиг 5%, оттолкнувшись от вызванного кризисом дна в -2,8% по итогам 2009 г. Темп роста в развивающихся экономиках в 7,5% практически сравнялся со средним ростом 2003-2008 гг. Капитальные вложения упали во время кризиса и восстанавливаются очень медленно.
Однако резкий рост прибыли трудно поддерживать длительное время, тем более что некоторые из упомянутых факторов могут работать и в обратном направлении. Так, последний общеевропейский опрос компанией KPMG финансовых менеджеров крупных организаций обнаружил, что, по их мнению, большая часть сокращенных за время спада расходов в ближайшем будущем вернется (подробнее см. стр. 16). Основная причина — повышение финансовых затрат, заработной платы и численности персонала. То есть производственные затраты в целом по-прежнему растут. Для того чтобы возрастающие затраты были совместимы с повышением прибыли, расходы необходимо переложить на потребителя. Но, как в США, так и в Европе, похоже, скорость, с которой это происходит, рекордно низкая за последние несколько десятилетий.
Поэтому неудивительно, что у 60% респондентов опроса KPMG есть уверенность: в 2011 г. у них будут сложности с повышением цен, а у 45% — с поддержанием показателей рентабельности. Что касается восстановления продаж, то как раз возможное снижение их объемов и является основным фактором, который беспокоит опрошенных журналом &.ФИНАНСИСТ финансовых директоров украинских компаний (см. стр. 20).&.Ф