Фамильные заботы

Минувшим летом о семейных офисах много говорили в американских СМИ. Возбудителем спокойствия стал Джордж Сорос, сообщивший о своем решении закрыть хедж-фонд, вернуть инвесторам $1 млрд., а взамен создать семейный офис с фондом $ 24,5 млрд.

Как и подавляющее большинство учредителей семейных офисов – специальной формы частной инвестиционной практики, Сорос хотел бы сохранить максимальную конфиденциальность, и новый статус, похоже, единственная возможность ее обеспечить. Ведь, согласно принятому почти год назад закону Додда-Франка, на семейные офисы не распространяются правила, которым вынуждены соответствовать хедж-фонды и частные инвесткомпании.

С чем же связано такое послабление? Дело в том, что операции семейных офисов направлены на проведение консервативных инвестиций и сохранение состояний, принадлежащих только членам семьи, отчего не представляющих угрозы для фондового рынка. Сильные мира сего, как правило, учреждают семейные офисы отнюдь не для того, чтобы переиграть рынок. Эта организационная форма используется как централизованный ресурс информации и надзора за всеми финансовыми вопросами семьи. Она также удобна для управления имуществом, обеспечения безопасности членов семьи и организации их досуга. Семейный офис обеспечивает получение услуг более высокого качества за лучшую цену по сравнению с ситуацией, если бы члены семьи действовали независимо друг от друга. Более того, советники семейного офиса в рамках своих полномочий могут готовить подрастающее поколение к вступлению в права наследования, обучать их сохранению семейных ценностей и занятиям благотворительностью.
История семейных офисов в США начинается в 1880 г., когда Джон Д. Рокфеллер нанял небольшую группу сотрудников для ведения его счетов, представления бизнес-интересов в различных инстанциях и сфере благотворительности. Это позволило ему не только лучше управлять капиталами, но и поддерживать чувство сплоченности семьи.
Сейчас для создания полнофункционального офиса необходимо состояние от $100 млн. Некоторые семьи, заметив растущие расходы на ведение дел, начали объединяться между собой. Согласно исследованию Wharton School, в 2008 г. количество семейных офисов в США превысило 1 тыс. При этом типичный офис обслуживал в среднем 13 домохозяйств, включавших 40 представителей одной семьи.
Сегодня основной целью семейных офисов стало сохранение и преумножение состояний, для чего принято нанимать на работу бывших звезд Уолл-стрит. Ежегодные расходы на оплату их услуг не бывают меньше 1% от общего размера состояния. За это вознаграждение высококвалифицированные советники оказывают услуги инвестиционного консультирования, ведут бухгалтерию и необходимую документацию, а также решают любые другие бытовые проблемы, будь то поддержание в должном состоянии или покупка домов, яхт и частных самолетов, обеспечение личной безопасности и оперативное реагирование в экстренных ситуациях.
В последний год членам семейных офисов пришлось изрядно поволноваться. Если до принятия закона Додда-Франка и семейные офисы, и хедж-фонды могли работать без регистрации, то после его вступления в силу хедж-фонды такую возможность утратили, а само понятие «семейный офис» теперь прописано с оговорками. Их по-прежнему признают частной консалтинговой практикой, советники которой действуют от имени и в интересах семьи. Однако такая семья теперь ограничивается десятью поколениями. Более четко оговорено также понятие «семейные клиенты» – таковыми считаются нынешние и бывшие члены семьи, сотрудники семейного офиса и благотворительные организации, финансируемые только на средства семейных клиентов. Кроме того, под это понятие подпадает имущество нынешних и бывших членов семьи или основных сотрудников, трасты различного типа, существующие исключительно для текущей выгоды и финансируемые за счет семейных клиентов, трасты некоторых ключевых сотрудников, а также компании, полностью принадлежащие и управляющиеся лишь для блага семейных клиентов. Возможность семейных офисов объединяться с неродственными династиями ради экономии операционных расходов, похоже, утрачена навсегда.
Есть еще один важный вопрос, который часто остается за кадром: различные подходы к деятельности обычных инвестконсультантов и работе советников, обслуживающих семейные офисы. Дело в том, что действующие стандарты работы американских брокеров в большинстве случаев не предполагают особой ответственности за потерю средств клиентов. Между тем представители десяти крупнейших семейных офисов сегодня требуют от всех, кто позиционирует себя в качестве инвестконсультантов семейных офисов, ставить интересы клиентов превыше всего. В этом смысле стремления самых богатых семей Америки и федерального правительства совпадают: они хотят обеспечить стабильность фондового рынка и предотвратить возможные кризисы.

Залишити відповідь