Китайская нефтяная корпорация CNPC имеет реальные шансы вернуться со своими инвестициями на ливийский рынок, однако для этого необходима активизация китайской дипломатии, считает директор Института исследований зарубежного инвестиционного климата CNPC Сюй Сяоцзе.
"Китай обращает пристальное внимание на Ливию, как с точки зрения ответственности великой державы, так и с точки зрения нефтяных интересов", – заявил эксперт в интервью газете "Ди и цайцзин жибао".
В середине февраля в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правившего страной более 40 лет Муамара Каддафи, которые впоследствии переросли в вооруженное противостояние между правительственными силами и оппозицией. В настоящее время противникам режима Каддафи удалось установить контроль почти над всей территорией Ливии. Еще в самом начале выступлений китайская компания приостановила добычу нефти в стране и эвакуировала всех сотрудников. При этом ряд экспертов отмечал, что CNPC будет сложно возобновить работу в стране, так как официальный Пекин не поддерживал демонстрантов и военные действия против бывшего ливийского лидера.
Эксперт отметил, что в 2010 году на Ливию пришлось около 3% китайского импорта нефти или 7,5 миллиона тонн, при этом ливийская нефть имеет высокое качество и может перерабатываться на многих нефтеперерабатывающих заводах в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Ливия занимает первое место по запасам нефти в Африке и лишь четвертое – по объемам добычи, что свидетельствует об огромном потенциале, отмечает Сюй Сяоцзе. Он напоминает, что в эпоху Каддафи существовал план строительства нефтепровода из Ливии через Египет к побережью Красного моря, что облегчило бы выход ливийской нефти на рынки Восточной Азии. Кроме того, Ливия может стать базой для разработки нефтяных месторождений в соседних Судане и Чаде, считает эксперт.
Деятельность CNPC в Ливии в эпоху власти Каддафи Сюй Сяоцзе оценивает как не слишком успешную. В 2005 году дочерняя компания CNPC приобрела 28,5% проекта по разработке месторождения Pelagian 17-4 на западном побережье Ливии и в 2009 году попыталась за 460 миллионов долларов выкупить оставшуюся долю проекта у канадской Vernex. Сделка сорвалась, поскольку не получила одобрения ливийских властей.
"Разразившийся в этом году хаос на Ближнем Востоке не просто влияет на кровные интересы Китая в арабском мире, но и означает еще большее вовлечение Китая в ближневосточные дела, дает нам шанс усилить наше влияние как великой державы, – отмечает эксперт. – Сейчас Ливия стала полем для соревнования между мировыми великими державами, здесь разворачивается новая борьба за нефть и это станет важнейшим тестом для китайской нефтяной дипломатии".
Эксперт обращает внимание на то, что, несмотря на влияние, которое приобретут в новой Ливии западные страны, судьба нефтяных проектов будет, скорее всего, решаться в ходе открытых тендеров. И здесь у китайских компаний могут быть преимущества перед конкурентами из западных стран, переживающих долговой кризис, считает эксперт. Процедура открытых тендеров уже позволила китайским нефтяным компаниям принять участие в разработке нефтяных месторождений Ирака.
В свою очередь, китайским компаниям для успеха в борьбе за ливийские ресурсы необходимо совершенствовать методы управления зарубежными инвестиционными проектами и оценки рисков. Для защиты своих активов КНР должна участвовать в многосторонних энергетических проектах и играть активную роль в послевоенном политическом урегулировании в Ливии, говорит Сюй Сяоцзе.
По материалам РИА Новости