«Великий экономический потоп» кризиса 2008 г. смыл многое в допотопном потребительском мире. Лопнули банки и целые финансовые системы cтран, обанкротились компании и корпорации, закрылись заводы и фабрики, миллионы людей остались без работы…
Прошло тяжелых три года, и мы не только привыкли к произошедшему, но даже учимся жить и делать бизнес в новых условиях. Уже многим понятно, что так, как раньше, не будет никогда. А как будет?
Сигналом открытия новой эпохи в мировой экономике может стать принятие Генеральной ассамблеей ООН резолюции, рекомендующей странам ввести «индекс счастья» для определения уровня экономического развития. Это удивительная веха мировой истории в понимании человечеством смысла экономики.
Многие годы мир измерял достижения государств уровнем ВВП. Исключение составляла только горная страна Бутан, где еще в 1972 г. показатель ВВП заменили ВНС (внутреннее национальное счастье). Потребительский мир долго скептически относился к странностям «слаборазвитой» тибетской страны, но в разгар последнего кризиса в Европе впервые заговорили о целесообразности введения в формулу ВВП «индекса счастья». Об этом заявил Николя Саркози, ссылаясь на разработки двух нобелевских лауреатов по экономике (одного из этих лауреатов мы цитируем в первой статье Большой темы. – Прим. ред.). В то же время некоторые аналитики начали говорить о приближении некой новой репутационной экономики.
Похоже, «индекс счастья» и репутационная экономика – звенья одной цепи, ведь счастье – это когда сбываются наши правильные мечты – наша самореализация. В ней одним из составных элементов является занятие любимым делом, бизнесом («сродный труд» по Григорию Сковороде). В этой счастливой цепи самореализации главную роль играет наша способность изменять жизненное пространство к лучшему – скрытый в каждом из нас социальный капитал. У делового сообщества появляется дополнительная мотивация в формировании собственного жизненного пространства через позитивные действия и проекты как проявление социального капитала. Те, кто научится применять новые технологии, влияющие на «индекс счастья», бесспорно, станут лидерами экономик своих стран и смогут привлечь необходимое количество разнообразных ресурсов.
Новый индекс позитивно скажется и на развитии малорентабельных, но более экологичных социальных и гуманитарных бизнесов. Это станет выгодной инвестицией, ведь до «великого экономического потопа», да и сегодня, легче привлечь капитал в проекты, которые хоть и разрушают жизненное пространство, однако являются высокоприбыльными.
Человек (корпорация) осознанно (согласно своей миссии) начинает совершать позитивные действия и проекты, накапливая результаты применения собственного социального капитала, что в свою очередь формирует репутацию личности и репутационный капитал корпорации. А это уже дает не просто доверие и лояльность клиентов, но и реальное повышение капитализации бизнеса.
Репутацию личностей, компаний и стран научились измерять еще в прошлом десятилетии. Годами успешно применяют свои методики специалисты международного Reputation Institute со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Осталось научиться измерять «индекс счастья», после чего цепочка смыслов замкнется. Появятся предпосылки новой репутационной экономики, приоритетами которой станут:
• изменение жизненного пространства к лучшему;
• самореализация человека через занятие любимым позитивным делом;
• состязательность стран по уровню экономического развития с учетом измерения «индекса счастья» их граждан.
Является ли все это утопическим в реализации? Конечно же, да, как и все новое, что еще не появилось на свет, но уже приобрело мыслеформу. Стоит ли тогда говорить обо всем этом серьезно? Разумеется, стоит! Ведь сначала было слово…
У нас, как всегда, есть выбор: либо пытаться восстанавливать бизнесы по допотопным экономическим законам в ожидании очередного кризиса, либо, чувствуя гуманистические тенденции мирового развития, научиться жить и работать по правилам новой репутационной экономики.
Давайте попробуем!