Телеком-разрыв

Объединив различные технологии связи, рынок телекоммуникаций оказался перед лицом нового разделения – на тех, кто владеет сетями передачи данных, и тех, кто по этим сетям передает данные пользователю. Как преодолеть этот разрыв?

Специалисты по макроэкономике говорят, что рост глобальной экономики в ближайшие пять-десять лет будет довольно низким. В связи с этим человечество ждет если не «потерянное», то «трезвое» десятилетие. Однако трезвость в масштабах макроэкономики не означает тишину на уровне отраслей – во многих из них конкуренция начнет обостряться. Стимулировать ее будут два главных фактора: снижение доходов от продаж (при уменьшении пирога борьба за него всегда обостряется) и технологический прогресс, приводящий к тому, что потребителю делают все больше заманчивых предложений. Отрасль телекоммуникаций – не исключение. Превращение сетей связи в простую «трубу», быстрое развитие конкурентной среды в лице Интернета, стремительный рост трафика и устаревшее нормативное регулирование – таковы ее основные проблемы.

В то же время быстро меняется и потребитель. Ему уже не так интересны технические детали предоставляемой услуги, за счет рассказа о которых еще недавно часто конкурировали операторы. Потребителю теперь важны такие качества, как интерактивность, оперативность, сопричастность, прозрачность и мобильность. Все это во многом предоставляет Интернет, поэтому порой интернет-компании не рассматривают операторов связи в качестве своих конкурентов. Их установка: операторы должны дать абоненту широкополосный доступ, а с сервисами и доходами поставщики контента и приложений разберутся сами. Поэтому все чаще можно слышать, что универсальная услуга XXI в. – не проводной телефон в селе, а повсеместный ШПД, поверх которого могут быть доставлены любые услуги. Однако создание и поддержание инфраструктуры по-прежнему почти полностью лежат на плечах операторов.

Многочисленные угрозы

Все украинские GSM-операторы в первом полугодии 2011 г. смогли увеличить основные финансовые показатели. Киевстар нарастил EBITDA на 12%, МТС Украина – на 9%, Астелит – на 68%. Правда, улучшать показатели им помогает уменьшение затрат, так как рост доходов от основной деятельности – голосовой связи – замедляется. Увеличение потребления более рентабельных услуг пока не оказывает существенного влияния на общие показатели, поскольку их доля в структуре доходов все еще низка. Например, выручка от услуг передачи данных Киевстара во II квартале выросла на 48%, но занимает лишь 6% в структуре доходов от услуг мобильной связи. У МТС Украина данный показатель за тот же период вырос на 74%, что составляет 7% от выручки.

Однако у всех провайдеров Интернета есть общая беда – потребляя все больше трафика, абонент приносит оператору все тот же доход. Ведь тарифы фиксированного доступа в Интернет уже давно безлимитные (и что интересно, сделали их такими сами операторы, конкурируя за абонентов). Операторы мобильного Интернета вынуждены идти по тому же пути. Приверженность плоским тарифам может сыграть с ними злую шутку, считают аналитики Tellabs, крупного производителя телекоммуникационного оборудования. Благодаря безлимитным тарифам и росту потребления трафика выручка операторов от передачи 1 Гб информации снижается быстрее, чем затраты на передачу того же объема данных, подсчитали они. По их расчетам, через два-четыре года выручка от передачи данных у операторов на развитых рынках сравняется с себестоимостью, и в итоге услуга может стать убыточной. Операторы на развивающихся рынках столкнутся с этим позднее, поскольку какое-то время их выручка будет увеличиваться за счет роста проникновения.
Не менее серьезная проблема для операторов связи состоит в том, что интернет-компании начинают активно играть на рынке высокомаржинальных голосовых услуг. По оценке Ростелекома, только в 2009 г. из-за перетока трафика в Skype российские операторы недополучили 6,7 млрд. руб. Еще одна проблема связана с тем, что поставщики контента, такие как Google, Facebook и др., пользуются сетями связи, извлекая немалую выгоду из того, что интернет-соединение становится все быстрее, и делиться доходами с операторами не собираются.

Одним из возможных решений этой проблемы было бы установление разных тарифов на передачу разного трафика и/или его приоритезацию. Операторы уже научились это делать, но подобной практике, разумеется, противятся интернет-компании. Такие  споры называются дискуссией о сетевой нейтральности, и они частично уже перешли из сферы партнерских договоренностей в законодательное поле. Так, в январе этого года Федеральная комиссия по связи США приняла решение о создании нового законодательства, базирующегося на принципе сетевой нейтральности, недискриминационном пропуске трафика. Но уже в апреле федеральный суд вынес постановление о невозможности обязать операторов связи, предоставляющих доступ в Интернет, держать свои сети открытыми для всех видов контента и предоставил им возможность самостоятельно снижать скорость передачи трафика крупных популярных файлообменных систем.

Разумеется, сторонники и противники сетевой нейтральности по-своему правы. Скорее всего, в ближайшем будущем разработают схемы финансирования развития телекоммуникационной инфраструктуры за счет всех работающих поверх нее субъектов, нейтралитет же будет касаться лишь части трафика. А механизмы контентного биллинга в лице «интеллектуальной трубы» (smart pipe) уже разработаны ведущими вендорами.

Однако это не единственный возможный сценарий будущего. Так, некоторые операторы (Verizon, AT&T) уже стали партнерами Skype, посчитав, что подобные сервисы рано или поздно все равно отнимут у них доходы от передачи голоса. Известный принцип: если не можешь бороться, то возглавь – и сегодня у этих операторов «самый лучший Skype». А разве Интернет не походит местами на кабельное телевидение? И видят ли это телевизионщики, активно занимающиеся сейчас «цифровизацией» своих каналов распространения сигнала?

Активная оборона

Операторы могут не только лоббировать решения регуляторов, но и предпринимать самостоятельные шаги для укрепления рыночных позиций. Например, создавать собственные экосистемы: магазины приложений, контента и др. Это принесет оператору дополнительные доходы и рост лояльности абонентов. А location-based-услуги и возможность таргетированных рекламных кампаний позволят операторам забраться на территорию Google и Facebook. На лояльности абонентов положительно сказывается также установка специальных операторских приложений на телефон.

Многие операторы активно осваивают и смежные рынки, так как в их руках замечательный ресурс – сеть с огромным территориальным покрытием. Поэтому разрабатываются и внедряются проекты использования мобильной связи в самых разных областях. Например, sim-картами можно оснастить счетчики газа или воды, а на вышках рядом с базовыми станциями – разместить метеостанции для предоставления информации о погоде. По прогнозам, к 2014 г. к сотовым сетям во всем мире будет подключено 10 млрд. устройств беспроводного доступа. Многие операторы связи сейчас активно развивают мобильные платежи – оплату различных услуг через мобильный телефон, в том числе и с мобильного счета абонента.

Подобная активная позиция операторов может привести к тому, что у них появится перспектива закончить спор с интернет-компаниями так, как закончился спор мобильных операторов с фиксированными, то есть объединением рынков. Примером такого объединения является нынешняя деятельность Киевстара по развитию проводной услуги «Домашний Интернет», предоставляющей доступ по технологии FTTB («оптика к зданию»). На рынок ШПД выходит и МТС Украина, объявившая тендер по выбору подрядчика для строительства сети и планирующая начать предоставлять услугу уже до конца текущего года.

«Усидеть на двух стульях» можно и даже необходимо

Антон Марреро,
член правления консорциума Intecracy Group:

– Действительно, на современном ИКТ-рынке набирает силу разделение игроков на две категории: те, кто владеет сетями передачи данных, и те, кто по этим сетям передает данные пользователям. Можно ли усидеть на двух стульях, зарабатывая на обеих этих моделях? Принимая во внимание существующие примеры, можно утверждать, что усидеть на двух стульях вполне реально. Более того, это становится просто необходимо, чтобы обезопасить бизнес и гарантировать возврат инвестиций в долгосрочной перспективе.

По своей сути эти бизнес-модели в корне отличаются. Владение «трубой» предполагает значительные капитальные инвестиции и постоянные затраты на обслуживание и модернизацию существующей сети в погоне за новыми технологиями и скоростями. Для тех же, кто передает данные (контент) по сетям, потребность в инвестициях и их структура значительно отличаются от случая с «трубой», а срок их возврата значительно короче.
Возрастающая конкуренция на рынке широкополосного доступа в Интернет заставляет операторов снижать цены и предпринимать дополнительные действия, чтобы не только удержать абонента, но и генерировать дополнительный доход, улучшая показатель ARPU. С этой точки зрения совершенно логичными являются попытки операторов запустить дополнительные услуги (например, IPTV), призванные заполнить сети, создав таким образом дополнительную ценность для своих абонентов. В то же время мощным мировым трендом является технология «облачных» вычислений (Cloud Computing). Многие международные операторы уже успешно работают в партнерстве с IТ-компаниями, предоставляя различные услуги. Подобные сервисы основаны на программных продуктах, например, хостинг почтовых серверов, услуги для организаций совместной работы и расширенные коммуникации (голосовые и видеоконференции, вебинары и проч.). На украинском рынке данная тенденция еще только становится актуальной, но большинство операторов уже оценивают возможные выгоды.

Однако, чтобы усидеть, операторам придется изменить часть привычных подходов, так как им предстоит:

  •  продавать новый тип услуг;
  •  работать с партнерами, используя модель разделения прибыли.

Речь идет о том, чтобы не создавать самим новые услуги, инвестируя в это значительные средства, а пользоваться услугами компаний, у которых эти сервисы уже есть.

Другие материалы спецпроекта читайте здесь:

«Мы не будем предлагать услуги ниже их себестоимости»

Специализация + Партнерство = Эффективность

Мобильная сетевая среда

Полный текст статей доступен в печатной версии журнала "Комп&ньоН" № 40, а также для онлайн-подписчиков

Залишити відповідь