Создание компаниями SABMiller и Efes стратегического альянса на развивающихся рынках, в том числе и на рынке России, свидетельствует о том, что они готовятся к усилению конкуренции на российском рынке пива, считают аналитики, опрошенные "Интерфаксом".
Они прокомментировали распространенное в среду сообщение о том, что SABMiller plc и турецкая Anadolu Efes согласовывают создание стратегического союза на территории Турции, России, стран СНГ, Центральной Азии и Ближнего Востока. В рамках сделки SABMiller передает Efes пивной бизнес в РФ и Украине. В свою очередь, SABMiller получит 24% в капитале Anadolu Efes, выкупив допэмиссию акций. У основного акционера – конгломерата Anadolu Group – останется 42,8% акций турецкого пивоваренного холдинга. Синергию от слияния в России компании оценивают в $120 млн в год.
"Это позитивная новость – несмотря на сложные экономические условия, в потребительском секторе продолжаются сделки", – заявил аналитик "Ренессанс Капитала" Роман Ивашко.
По его словам, российский рынок пива уже достаточно консолидирован и слияния позволяют быстро получить лучшую рыночную позицию, использовать эффект масштаба для роста продаж и улучшения эффективности.
Как считает аналитик, для акционеров Efes эта сделка не несет одномоментной выгоды, так как российский и украинский бизнесы SABMiller оценены по рыночной стоимости – в 12,8 EBITDA 2011 года. "Но в долгосрочной перспективе объединенная компания получит больше возможностей для роста выручки и улучшения доходности, – отметил он. – В 2012 году даже без реализации эффекта синергии бизнес будет оцениваться в 8,4 EBITDA, что представляет собой дисконт в 8% и 25% к мультипликаторам 2012 года для Efes и SABMiller соответственно".
По мнению Р.Ивашко, портфель SABMiller хорошо дополняет портфель брендов Efes в премиальном сегменте. В среднем и нижнем ценовом сегментах, возможно, произойдет оптимизация в среднесрочной перспективе, предполагает он.
Кроме этого, аналитик ожидает улучшения позиций консолидированной компании в Украине, где рынок пива продолжает расти на 5-7% в год и обе компании имеют пока достаточно слабые позиции. "В Турции, где компания Efes занимает 89% пивного рынка и уже дистрибутирует бренды SABMiller, увеличение инвестиций в эти бренды поможет нарастить стагнирующую категорию", – отметил он.
По словам Р.Ивашко, для SABMiller эта сделка "достаточно небольшая, так как она затрагивает только около 2,4% выручки и EBITDA". "Но она позволит получить доступ к налаженной системе дистрибуции на нескольких рынках с гораздо меньшими затратами", – заключил он.
"Речь, скорее всего, идет об объединении усилий компаний для повышения конкурентоспособности", – считает аналитик RMG Екатерина Андреянова.
Она не исключила, что компания готовится к усилению конкуренции и хочет таким образом дополнительно нарастить свою долю рынка. "Кроме того, можно предположить, что в дальнейшем Efes и SABMiller полностью объединятся", – полагает она.
По словам Е.Андреяновой, пивная отрасль исторически активно консолидировалась. На мировом рынке в настоящее время четыре основных игрока, "причем у Efes доля была существенно меньше конкурентов".
Аналитик не исключает, что это решение было спровоцировано ужесточением регулирования пивной отрасли в России и ухудшением положения игроков на рынке. "Не думаю, что объединение сильно ослабит позиции Carlsberg (контролирует "Балтику" – ИФ) и InBev, но для Efes увеличение бизнеса действительно может быть позитивно", – заявила она.
"Предпосылкой для сделки стало стремление компаний усилить позиции на консолидированном пивном рынке России", – считает аналитик "ВТБ Капитала" Иван Кущ.
Он напомнил, что "Балтика" занимает лидирующую позицию в РФ с долей рынка в 38,9% в объемном выражении. У Efes четвертое место с долей 10,5%, у SABMiller – пятое (5,8%). "Если сделка будет закрыта, объединенная компания будет контролировать 16,3% рынка и окажется на втором месте", – прогнозирует И.Кущ.
Аналитики UBS считают, что в результате сделки доля объединенной компании вырастет с 7% до 18%.
По их мнению, консолидация бизнеса двух компаний выглядит разумно на фоне неопределенности в отрасли. Аналитики обращают внимание на ухудшение потребительских настроений, рост акцизов, ужесточение законодательства по отношению к пиву. Они рассчитывают на повышение рентабельности благодаря синергии от консолидации бизнеса.
Кроме того, аналитики считают, что для SABMiller может быть привлекателен турецкий рынок, где Efes занимает 89%-ную долю на рынке пива и 69% на рынке газированных безалкогольных напитков.
По словам Натальи Колупаевой из "ТКБ Капитал", в условиях ужесточения регулирования пивной отрасли в России и осторожных прогнозов компаний в отношении перспектив роста рынка укрупнение бизнеса для Efes поможет сделать хорошую ставку на достижение эффекта от масштаба синергии.
Вместе с тем она отмечает, что лидерство "Балтики" на пивном рынке страны остается неоспоримым – 38%.
"Решение двух крупных компаний вполне понятно и объяснимо – требования к пивной отрасли в России ужесточаются, и выполнять их эффективнее в рамках укрупненной компании", – считает депутат Госдумы, член комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина.
Кроме того, это решение соответствует глобальной тенденции укрепления бизнеса. "И этот процесс в нашей стране будет активизироваться", – добавила она.
Как уже сообщалось, Anadolu Group, Anadolu Efes и SABMiller планируют согласовать окончательные версии юридической документации в кратчайшие сроки. Предполагается, что сделка будет заключена до конца года при условии получения одобрения со стороны антимонопольных органов на соответствующих территориях и прочих необходимых разрешений регулирующих органов, а также одобрения со стороны акционеров Anadolu Efes.
SABMiller является одной из крупнейших пивоваренных компаний мира. В финансовом году, закончившемся 31 марта 2011 году, EBITDA компании составила $5,617 млрд, выручка – $28,311 млрд.
В финансовом году, закончившемся 31 марта 2011 года, дочерние предприятия SABMiller в России и на Украине реализовали 6,9 млн гектолитров пива, объем продаж составил $678 млн, EBITDA – $149 млн. В России в настоящее время SABMiller занимает 7,2% и 10,2% рынка в объемном и в стоимостном выражении. Производственные мощности компании рассчитаны на выпуск 10 млн гектолитров пива в год.
SABMiller работает в России с 1998 года. Компании принадлежат ООО "САБ Миллер Рус" ("Калужская пивоваренная компания") и ООО "Владпиво" (Владивосток).
В Украине в настоящее время SABMiller занимает 6,2% рынка в натуральном выражении и имеет общую годовую производительность в 1,7 млн гектолитров.
Компания Anadolu Efes и ее дочерние предприятия и аффилированные лица занимаются производством и сбытом пива, солода и безалкогольных напитков на территории Турции, России, стран СНГ, юго-восточной Европы и Ближнего Востока. Anadolu Efes имеет 16 пивоваренных предприятий, 7 солодовенных заводов и 20 заводов по розливу напитков Coca-Cola в 15 странах.
В 2010 году общий объем продаж пива Anadolu Efes составил 24,2 млн гектолитров. Объем продаж компании составил $2,781 млрд, EBITDA – $680 млн, чистая прибыль – $336 млн.
Около 31% от общего объем продаж Anadolu Efes приходится на продажи пива в Турции, 35% – на международные продажи и 34% – на общий объем продаж безалкогольных напитков.
В состав группы Efes в России входят пять пивоварен – в Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Казани и Новосибирске.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».