Венчурное многомиллионное инвестирование в интернет-проекты и развитие киноиндустрии – вполне сочетаемые занятия, если ими занимается человек, который увлечен и тем и другим. Виктория Тигипко сосредоточилась на Одесском кинофестивале и фонде TA Venture, инвестирующем в онлайн-стартапы
Две большие любви в жизни – к кинематографу и IT – воплотились для Виктории Тигипко в масштабные проекты почти одновременно. Одесскому международному кинофестивалю – 2 года, фонду венчурного инвестирования в интернет-проекты TA Venture – около 1 года. В чистом виде бизнесом является только второй. Но в случае с фестивалем тоже хочется использовать если не слово «бизнес», то «дело». То, что проект не приносит прибыль, не преумаляет его масштабности и ценности. Да и кто сказал, что любимое дело в будущем не даст и финансовую выгоду?
Беседуя с Викторией, рождается ощущение, что оба проекта – это значимые дела, потому что оба созданы с мыслью о том, чтобы развивать экосистему в новой, пока еще не развитой в Украине, отрасли.
Вы известный ценитель кино. Каким образом родилась идея превратить хобби в масштабный проект, и каковы цели самого проекта?
Мое увлечение кино – не бизнес. Одесский кинофестиваль действительно вырос из хобби. Довольно случайно встретился человек, для которого киноиндустрия – это бизнес уже 10 лет – Денис Иванов, президент компании-дистрибьютора фильмов «Артхаус Трафик». Мы постоянно пересекались на кинофорумах – он смотрел кино по работе, а я для себя. Стали партнерами в нескольких проектах – панорамах французского, немецкого, британского кино, а потом решили: почему бы не сделать фестива
На просмотр легендарной картины Фрица Ланга на Потемкинской лестнице собралось почти 15 тыс. человек |
Цель проекта – донести авторское арт-кино до зрителей таким образом, чтобы у них появился вкус и сформировался запрос. Из этого запроса далее формируется целая экосистема. Сейчас нужно думать о публике, готовить ее к восприятию интеллектуального кино.
Мы сделали основной фокус на арт-мейнстрим, хотя я больше люблю артхаус, он более тонкий.
Если есть запрос, значит, есть шанс привлечь прекрасных ребят (режиссеров, операторов и др.), которые сейчас «сидят» в рекламном бизнесе, в сугубо коммерческих проектах, хотя могли бы себя реализовать в полнометражном кино и сказать то, что они чувствуют. Ведь зачем-то они нырнули в эту профессию.
Так что фестиваль – это проект, призванный формировать экосистему, без которой не будет развиваться и набираться сил ни бизнес, ни культура. Здесь все взаимосвязано. И мое глубокое убеждение – все начинается с запроса (он же спрос). Если он есть, появляется новое предложение.
С тех пор как хобби становится проектом, появляются определенные бизнес-составляющие: обязательства, организационные процессы и др.
Для меня лично кино – это чистое хобби, территория, где я отдыхаю. Когда смотрю фильмы, переключаюсь, с удовольствием пропускаю через себя то, что нравится, а то, что не нравится – стараюсь осмыслить и не пускать. Лично я считаю, что негатив вообще через себя нельзя пропускать – слишком много эмоциональных затрат это влечет за собой.
На Одесском кинофестивале сделали основной фокус на арт-мейнстрим |
Конечно, когда хобби переросло в большой проект, появилось много работы и обязательств. К примеру, ранее я смотрела намного меньше фильмов, около 100 в год. Сейчас их число выросло до 300-400. Если раньше могла уйти с просмотра фильма, который мне не по душе, на 5-й минуте, то сейчас стараюсь посмотреть хотя бы 30 минут.
Уже после первого Одесского кинофестиваля мы были довольны, потому что он не вышел, как говорится в народной пословице, «комом». Возникали моменты, которые потребовали доработки и изменений. Поэтому выполнили работу над ошибками, опросив всех участников, партнеров, спонсоров и членов команды. В полевом исследовании выяснили много полезного – как организовать просмотры под открытым небом, какое кино ждет публика, как разнообразить вечерние мероприятия, так что практика опросов станет регулярной.
В этом году фестиваль вырос почти вдвое. На просмотр легендарной картины Фрица Ланга на Потемкинской лестнице собралось почти 15 тыс. человек! (в прошлом году было около 10 тыс.) Я лично переживала за показ, фильм действительно великий, но очень сложный, люди могли просто разбежаться. Мы сделали все возможное, чтобы зрители пришли и захотели его посмотреть до конца: сбросили листовки с вертолета, рассказали идею фильма, привязав к истории кинематографа, создали шоу. В итоге достигли своей цели, погрузив зрителей в качественный кинопоток даже через «не хочу», а по окончании фильма они еще минут 15 стоя аплодировали.
Думаете, окупится фестиваль через некоторое время?
Нет, я об этом не думаю. Я не знаю коммерческих фестивалей, они нигде не окупаются. Обычно такие проекты дотируемые – со стороны государства поступает до 50% средств. У нас этот показатель не более 10%.
В нашем случае сложилась некая уникальная ситуация, когда оргкомитет, используя весь свой «зил» (англ. zeal – энергия, рвение), оббегает сотни средних и мелких компаний и предпринимателей, чтобы в итоге все срослось. Очень важна роль команды, когда люди стараются не ради денег, а ради дела. Поэтому мы можем сами себя заставить и проконтролировать, потому что делаем все это для себя.
В этом году Одесский международный кинофестиваль вырос почти вдвое |
Из каких источников поступают основные средства на финансирование фестиваля?
Основные спонсоры – ТМ «Шустов», UDP, Top Ukraine, ФГ ТАС, медийные компании. Всего таких партнеров около 200. Помимо них есть еще много небезразличных людей, компаний, меценатов, которые оказывают, казалось бы, простые небольшие услуги, но без них потеряется ощущение теплоты и уюта. Один берет на себя ответственность пригласить творческую группу на какое-то мероприятие, другой покажет Одессу или повезет гостей в Крым. Гостей на фестиваль приезжает около 2 тыс. человек, у каждого индивидуальный график и свои пожелания. Поэтому мы продумываем все до мелочей, иногда для этого приходится выполнять сложные акробатические трюки…
Далеко не все покупается за деньги. Например, звезд мирового кинематографа – Джона Малковича, Ежи Штура – мы привозим под эгидой социальной миссии. Они приезжают, понимая, что и для кого мы делаем, привозят свой любимый фильм, который презентуют зрителям, общаются с аудиторией. С первого же года мы отказались приглашать гостей по принципу «мы вам заплатим $10 тыс.», и считаем это правильным.
На кинофестиваль обязательно приезжает муж Виктории, ныне Вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко и многие именитые гости, на фото справа Никита Михалков |
В случае с кино отбирать фильмы, должно быть, легче, чем IT-проекты для инвестирования? Вы разбираетесь в финансах, инвестировании, но не занимались технической стороной в IT
Легче разбираться в том, что нравится.
IT-сфера мне тоже всегда нравилась. Я любила и люблю читать о том, что в ней происходит, рассказывать о прочитанном, делиться мыслями. Если что-то не нравится, ты об этом не говоришь. Я занималась множеством других бизнесов – была самым крупным дилером компании Kärcher в Украине, занималась поставкой промышленного оборудования, даже была брокером на Украинской товарной бирже, но говорить об этом не любила нигде и никогда. Эти бизнесы были транзитной площадкой, хотя приносили хороший доход.
В какой-то момент – жаль, что позже, чем хотелось бы – понимаешь, что надо заниматься тем, что тебе нравится. Новые технологии, инновации – это очень интересные темы. Когда только появился сайт rus-nano.ru, я с него не выходила, постоянно читала о новых проектах (о нано-чернилах и т.п.).
Еще задолго до создания венчурного фонда увлеченно рассказывала мужу, что будет с мобильными технологиями, разными сегментами в IT. Причем мне свойственно визионерство: прогнозы оправдались.
Но между «нравится» и «успех» нет знака равенства?
Я разделяю мысль, что если тебе что-либо нравится, ты в этом будешь успешен. Конечно, между «нравится» и «успешен» будут «кровь и пот». Но «нравится» – это начало начал.
При этом надо быть реалистами. За год освоить все то, что сделано в интернет-индустрии, невозможно. Можно только прикоснуться к этому, даже если продуктивно проводить по 5-8 часов в интернет. Один из моих любимых сайтов – crunchbase.com: на нем можно указать компанию, задать параметры, и система будет сбрасывать линки на схожие бизнесы. Конкурентов у каждой компании находится по 30-50, представьте, сколько времени нужно, чтобы все это перечитать.
Ежегодный рост электронной коммерции в Украине – 80% В 2015 году 10% всех покупок будут совершаться в интернете. |
Математика проектов понятна: как рассчитывать показатели, как писать бизнес-планы. Для этого есть и образование, и прочитаны умные книги по венчурному инвестированию. Но есть еще вопрос на уровне ощущения: как прочувствовать, это оно или нет, есть ли перспектива. Этому научиться быстро нельзя.
Моя история тесного общения с интернет в рамках TA Venture – всего 1 год, поэтому в моем случае очень важно полагаться на людей, которые опытнее, умнее, общаться с теми, чьи имена весомы в мире интернета, чьи советы полезны.
Вы стали одним из первооткрывателей венчурного инвестирования в IT-проекты в Украине. Что подвигло к такому шагу?
Уточню, не просто в IT, а исключительно в интернет-проекты – мы работаем только с ними.
Украинскому венчурному инвестированию 10 лет отроду. Рынок развивается молниеносно. В прошлом году было всего несколько фондов, в нынешнем – уже 10-12, причем свои представительства в Киеве открыли компании из России и ЦВЕ.
В России, к примеру, 108 фондов. Из них активно работают около 60, но это все равно немало. В Европе их сотни, в США – 500 или 600. Кто понимает, что рынок сейчас стремительно приобретает масштаб, видит, что нужно идти сюда и делать бизнес в Украине, России, СНГ.
Есть два пути: привозить уже понятные апробированные бизнес-модели и параллельно смотреть на инновационные технологии. Подчеркну, параллельно, а не последовательно. В ближайшие год-два без многих бизнес-моделей, которые уже опробованы в других странах, Украина не сможет обойтись.
Многие бизнесмены переводят бизнесы в онлайн, началась тенденция к диверсификации активов, когда даже средние и малые предприниматели готовы вложить личные деньги в новый интернет-бизнес, который одновременно и очень рисковый, и высокодоходный. Цифры говорят сами за себя: ежегодный рост электронной коммерции в Украине – 80%, в России – 40%. Проникновение интернет в нашей стране – около 35%, а в 2015 г. будет 75%. В 2015 году 10% всех покупок будут совершаться в интернете, 50% людей среди тех, кто пользуется интернетом, уже совершают покупки там. Поэтому онлайн-бизнесы формируют очень динамично растущую отрасль.
Раньше бизнесы были для меня транзитной площадкой, хотя приносили хороший доход. В какой-то момент – жаль, что позже, чем хотелось бы – понимаешь: надо заниматься тем, что тебе нравится |
Мне, конечно, ближе и понятнее бизнес-модели, которые уже где-то работают, и экстраполировать успешный опыт в Украине. Но инновационные проекты тоже появляются. Очень много талантливых людей из Украины, которые реализовали такие проекты. Приятно знать, что украинец Макс Левчин создал PayPal и продал его за $1,5 млрд. ресурсу eBay. Invisible CRM – потрясающая технология, которую использует американская Salesforce, создана украинцами.
По каким критериям отбираете проекты для инвестирования?
В первую очередь смотрим на людей, потому что роль личности в истории никто не отменял. Довольно часто бывают случаи, когда команда возится с продуктом, который явно не перспективный. Мы можем предложить им изменить курс и заняться другим проектом.
В интернет изменение фокуса – это частое явление, которое считается нормой. Хуже если ты failed, провалился, был недостаточно умным, чтобы понять, и не общался со специалистами, чтобы получить обратную связь.
Обязательная домашняя работа для тех, кто решил заняться какой-то идеей – проверить ее существование и реализацию в сети, посмотреть, есть ли похожие сервисы и модели, что сделано успешно, а что нет.
Конференция Investor Day призвана способствовать к тому, чтобы в одном месте собрать всех этих людей?
Предпринимателям нужно где-то общаться, они не могут жить в изоляции со своей идеей. Начинающий предприниматель получает неожиданные и даже неприятные вопросы от десятков, а то и сотен инвесторов, бизнес-ангелов, фондов. Это очень правильные вопросы, после которых приходит понимание, в правильном ли направлении ты идешь. Если ответов на них нет – значит, что-то не так.
Конференция – важное звено экосистемы, и нужно вложить много времени и сил в ее формирование. В Силиконовой Долине, к примеру, проходит 90 мероприятий в неделю. У нас их единицы: ежегодные – наша конференция IDCEE, iForum, ежемесячные startup crash tests и еще несколько событий.
При этом запрос на нетворкинг есть. Ведь после того, как родилась идея, нужно найти команду. А в Украине отсутствует экосистема, где можно подобрать CFO, CTО и других менеджеров «от интернета», которые в этом разбираются.
Людям нужна реализация в жизни. Но многие украинцы ее не находят, замыкаясь в кругу «дом-работа». Причем часто это работа не по профилю. Чтобы изменить ситуацию, нужно посмотреть стратегически: где у Украины есть конкурентные преимущества? В IT-аутсорсинге. Наша страна занимает 4 место в мире по количеству сертифицированных IT-специалистов в мире, а согласно Gartner Report входит в топ-30 разработчиков в сфере IT-аутсорсинга. В Украине развит интернет-аутсорсинг, а интернет-предпринимательство нужно активно развивать.
Конференция тоже неприбыльный проект?
Пока, конечно же, нет. Но у нее есть шанс стать вполне доходным предприятием. Только не очень скоро.
В Европе стоимость участия в подобной конференции составляет 2,5 тыс. евро. Это сумма, которая позволяет окупить расходы на приглашение спикеров из США, присутствие фондов. Ведь это уже состоятельные и состоявшиеся люди и компании, под управлением которых находятся миллиарды (в случае нашей конференции совокупный фонд составляет $20 млрд.)
Мы не можем поставить такую цену, потому что сейчас основная работа направлена на формирование экосистемы, создание «правильной» тусовки. Умных, интересных предпринимателей, лидеров мнений, студентов мы приглашаем бесплатно. Для партнеров и представителей интернет-сообщества предусмотрены специальные скидки.
Но чтобы что-то получилось, нужно сначала вложить.
Какие проекты, в которые инвестировал ваш фонд, вы считаете наиболее прибыльными?
Вы правы в том, что фонд – это четко бизнес, который выстроен по понятной модели.
Всего за 1,5 мес. проект Bravoavia по объемам продаж вышел на плановые показатели конца второго года |
Один из проектов, в который мы вместе с фондами Ventech (Франция) и KiteVentures (Россия) вложили $5 млн. – Pixonic, компания, которая занимается разработкой игр для социальных сетей. Елена Масолова (основательница компании) – молодая звезда рунета. Недавно в американском AppStore одна из игр компании вошла в топ-5 по популярности. Это глобальный проект, интернет не знает границ.
Также мы удачно инвестировали в проект Bravoavia – это совместный проект фонда TA Venture и Bravofly Group. Эта бизнес-модель уже прекрасно зарекомендовала себя во многих странах и должна «выстрелить» в Украине и России. На специальной интернет-платформе можно купить авиабилеты более 400 традиционных и бюджетных авиакомпаний. Бизнес-план Bravoavia, как других проектов, рассчитан на 3 года. Скажу, чтобы было понятно, как работают интернет-проекты: всего за 1,5 мес. по объемам продаж мы вышли на плановые показатели конца второго года. Уже в следующем году планируем достичь оборотов свыше $100 млн. Мы очень довольны.
Подобных готовых бизнес-моделей, которые можно реализовывать прямо сейчас, очень много.
Какая схема монетизации в проекте Bravoavia?
У нас договоренности со всеми мировыми авиаперевозчиками, согласно которым мы получаем комиссионные с каждого билета. Пользователям выгодно совершать покупки на сайте, потому что можно быстро выбрать самое выгодное предложение. Причем мы можем дать цену даже ниже, чем сами авиалинии, потому что у нас есть специальные скидки от перевозчика, которые зависят от срока сотрудничества, объемов продаж и др.
То, как работает проект, можно оценить и за месяц, и за год. Если с командой все нормально – а это главная система оценки – тогда двигаемся дальше. Регулярно сверяется фокус и направление деятельности.
В этом году планируем сделать еще несколько инвестиций. Интересует в первую очередь рынок СНГ, проекты минимум на территории Украина-Россия, СНГ. И как максимум – глобальные проекты.
Своими увлечениями и энтузиазмом вы создаете новые направления на украинском рынке. На кого равняетесь вы, кто те люди, которые в ваших глазах являются двигателями?
Очень много людей, которые в своих отраслях делают большие дела, но не хотелось бы сказать об одном и не упомянуть другого.
Всегда лучше говорить о тех, кого знаешь лично. Много людей, фактами биографии которых, можно восхититься. Но разве мы знаем, как происходило на самом деле?
Я люблю профессиональных, харизматичных людей, которые сделали осознанный выбор и занимаются любимым делом – будь то крупный бизнесмен или дворник, который качественно делает свою работу и счастлив.
Все успешные предприниматели – это люди, которые несут в себе позитивную энергию, если говорить простым языком, они сделали что-то правильно и являются трендсеттерами. Если малый предприниматель занимается любимым делом, знает, куда движется, и при этом успешен, пусть это измеряется небольшой прибылью – представляет для меня не меньшую ценность.
Главное, когда человек живет в комфорте с собой и несет позитивную энергию в мир.
Виктория ТигипкоРодилась в 1973 г. в г.Киеве В 1990 г. с отличием окончила школу, в 1996 г. – с красным дипломом факультет «Международные экономические отношения и право» Киевского института народного хозяйства. Изучала финансовый менеджмент и международное страхование в Венском университете и Венском экономическом университете. Прошла программу Executive Education в Калифорнийском университете в Беркли.
Была самым молодым брокером в Украинской универсальной товарной бирже, работала синхронным переводчиком с английского в банковской школе при Международном институте менеджмента. Сейчас основной бизнес – венчурный фонд TA Venture, соучредителем и управляющим директором которого является Виктория. Также она генеральный партнер бизнес-инкубатора интернет-стартапов Growth Up, организатор форума IDCEE «День инвестора. интернет-технологии и инновации». Под ее руководством работает коллектив из более чем 200 человек. С 2010 г. – организатор и президент Одесского международного кинофестиваля Владеет английским, немецким, французским и итальянскими языками. |