Слагаемые банковского роста

Согласно принятой в 2006 г. Стратегии развития до 2010 г. ПУМБ должен был вплотную подойти к ТОП-10 банков по размеру активов. Сегодня он уже в первой десятке, но текущие темпы роста, а также подходы к работе позволяют банку рассчитывать на более весомые результаты.


Hемногим более года назад Первый Украинский Международный Банк (ПУМБ) стал одним из первых отечественных банков, который провел полноценный масштабный ребрендинг. Наряду с внешними атрибутами бизнеса была изменена также и сама стратегия работы финучреждения. В частности, кроме традиционного для банка корпоративного бизнеса разработали агрессивные планы развития розничного направления. О первых итогах преобразований и достигнутых с их помощью результатах в эксклюзивном интервью «&» рассказывает Александр Довгополюк, Председатель Правления ЗАО ПУМБ.


Ребрендинг выполнил свою задачу
Со времени запуска ребрендинга банка прошло уже больше года. Каковы предварительные результаты этого процесса?
Сразу подчеркну, что никаких неожиданностей не было. Наоборот, достигнутые банком результаты четко соответствуют нашим прогнозам, сделанным год назад. Необходимость в ребрендинге возникла в связи с принятием Стратегии развития Банка до 2010 г. Два года назад банк активно вошел в сегмент розничного бизнеса, который стал для нас профильным и одним из стратегических направлений. Именно в связи с этим и понадобились изменения в коммуникациях банка с общественностью. Если крупные корпоративные клиенты, на обслуживании которых мы специализировались с момента своего основания, практически не нуждаются в массовой рекламе, поскольку с ними ведется индивидуальная работа, имеющая свою специфику, то для повышения узнаваемости среди частных лиц чувствовали необходимость изменений. Как в подходах к работе, так и в оформлении всех атрибутов бизнеса.

Мы заказывали исследование у профессиональных участников рынка, указавших нам, что следует для этого предпринять. Результаты анализа показали, что существует хорошая узнаваемость банка в нашем традиционном сегменте корпоративных клиентов. С другой стороны – очень небольшая узнаваемость, но с положительными эмоциями, в сегменте розничных клиентов. И вот эту узнаваемость нам нужно было усилить.


Мы работали с двумя компаниями: с одной украинской и одной европейской. Вся предварительная работа заняла у нас восемь месяцев, и ее результатами мы очень довольны.


На данный момент все наши офисы в любой точке Украины созданы в едином формате и согласно единым стандартам, в том числе в оформлении, начиная от внешнего фасада и заканчивая интерьером. У нас было проработано все: от вывесок вплоть до визиток и бланков.


Изучали ли вы изменения отношения клиентов к банку?
Мы не заказывали специальные исследования рынка, но, судя по стремительному росту розничного бизнеса, по выполнению плановых показателей и основываясь на собственном ощущении, можем с уверенностью утверждать, что клиенты положительно восприняли новый образ банка. По нашим оценкам, на данный момент ПУМБ входит в тройку самых быстрорастущих банков в Украине в розничном сегменте бизнеса. За 10 месяцев объем кредитов розничным клиентам вырос почти в три раза. Количество клиентов превысило 600 тыс. человек.


Первый год работы очень знаковый и симптоматичный по набору нескольких показателей. У каждого отделения есть свой срок окупаемости, который зависит от его категории. Начав активное развитие сети в прошлом году, мы можем проанализировать работу отделений, отработавших уже полный год (таких около 10). Практически все эти отделения выполнили плановые задания и почти все были развернуты для обслуживания розничного бизнеса.


Мы считаем, что ребрендинг послужил дополнительным катализатором в организации эффективных отношений с розничными клиентами.


Доля рынка – не самоцель
Как вы оцениваете результаты работы банка в текущем году?

За последние пять лет активы банковской системы Украины выросли в пять раз, активы ПУМБа – в 10. В текущем году, по итогам трех кварталов, активы банка увеличились в два раза. До конца года они вырастут еще. В планах – закончить год с активами в $2,5 млрд. со стартовых на начало года в $1 млрд.


Что касается других показателей, то кредитный портфель банка вырос с октября 2006 г. на 214%, объем привлеченных средств – на 179%, собственный капитал – на 267%. То есть по всем ключевым показателям банк растет существенно быстрее рынка. Мы планируем, что как розничный, так и корпоративный кредитные портфели будут и дальше расти опережающими темпами.


Розничный, а также, кредитный портфель среднего и малого бизнеса будут являться двигателем бурного роста общего кредитного портфеля банка.


Согласно нашей стратегии развития до 2010 г. и уже имеющихся прогнозов развития до 2012 г., доля розничного бизнеса в основных операциях, в том числе кредитных, должна составить 30%. Сегодня данный показатель достиг 20% в структуре общего портфеля банка.


Мы оцениваем рост корпоративного портфеля в 70-90% в год. При этом розничный портфель будет ежегодно увеличиваться гораздо динамичнее.


Какие планы по месту банка в конце реализации его текущей стратегии?
Первоначально мы прогнозировали, что к 2010 г. – к концу реализации нашей стратегии – банк окажется примерно на 11-й позиции по активам. Однако мы очень динамично развиваемся, и уже на втором году реализации стратегии банк вошел в первую десятку. Впрочем, главное для нас – качественно и эффективно развивать бизнес банка. У нас нет самоцели сломать рынок и получить какую-то определенную долю. Если бы такова цель была, то эксперты сразу же обратили бы внимание на плохие показатели прибыли, эффективности работы и качества активов.


Наша задача – из года в год поддерживать баланс между бизнесом, прибыльностью и эффективностью. Именно таким образом, поддерживая эту конструкцию, обеспечивающую безопасность бизнеса в долгосрочной перспективе, постоянно двигаться вперед.


Благодаря каким ключевым факторам произошло вхождение банка в ТОП-10 украинских банков по размеру активов?
Обогнав с начала года шесть банков по показателю размера активов, ПУМБ переместился и закрепляется на 10 позиции. Я бы назвал несколько причин успеха. Первая причина – это практически неограниченные возможности, которые акционеры предоставляют для роста банка. В текущем году мы зарегистрировали и осуществили три инъекции в уставной фонд: $60 млн., $85 млн. и совсем недавно $150 млн. На данный момент капитал банка составляет порядка $500 млн. В ближайшее время будет объявлено о проведении четвертой дополнительной эмиссии акций на сумму $180-200 млн. Это деньги, необходимые для поддержки такого стремительного роста. Можно сказать, что первая причина – заинтересованность и возможности акционеров.


Второй причиной я бы назвал то, что, используя предоставленные акционерами возможности, банк в свою очередь, с моей точки зрения, попытался получить максимум возможного, обеспечивая себя ресурсами для проведения активных операций. Нам удалось, используя отличную репутацию и самую длинную в Украине международную кредитную историю, привлечь с международных рынков неплохие объемы ресурсов. На данный момент это составляет порядка $700 млн. Два года назад это цифра была около нуля. Данные средства были использованы в первую очередь для выдачи кредитов корпоративным и розничным клиентам, и на развитие бизнеса банка.


Третья причина – эффективное управление. Есть такая закономерность: никакая идея или стратегия, даже самая лучшая, не гарантируют успеха. Его гарантируют люди, команда, которая эту стратегию реализует. В целом же сработал целый комплекс предпосылок для роста банка. Особо подчеркну, что этот рост сопровождается поддержанием высокого качества активов и структуры баланса.


Чтобы поддерживать заявленные темпы роста, банку необходимо активно наращивать базу пассивов, и без привлечения внешнего финансирования не обойтись. Скорректировал ли ваши планы мировой ипотечный кризис?
Как мы видим, острота проблемы уже спала. Кто должен был пострадать, тот пострадал. Кризис на ипотечном сегменте американского рынка привел в конечном итоге к повышению стоимости ресурсов – нарушился баланс ликвидности на международных рынка капитала. Однако сохранилось достаточное количество инвесторов, которым Украина интересна. Поэтому единственное негативное последствие – это рост стоимости ресурсов. По моему мнению, проблемы на ипотечном рынке в США в других проявлениях не имеют никаких перспектив. Он не отразится на ипотечном рынке Украины, поскольку последний очень узкий и всего до 10% населения Украины может себе позволить ипотечный кредит. И то небольшое предложение, существующее сейчас на рынке, направлено исключительно на удовлетворение потребностей этого узкого платежеспособного сегмента населения.


Учитывая вышесказанное, наш банк продолжает планомерную работу по привлечению ресурсов с внешних рынков. В настоящее время мы проводим инвестиционный тендер по отбору организатора выпуска евробондов. Причем все это хотим реализовать в рамках принятой и обнародованной перед потенциальными инвесторами программы среднесрочного финансирования путем выпуска еврооблигаций. Такая программа будет рассчитана на три года. Согласно ей мы планируем привлечь дополнительно не менее $1 млрд. к сегодняшним $700 млн. Работа в рамках программы позволит все заранее спланировать, сократить сроки подготовки каждой конкретной сделки. Причиной принятия такой стратегии является то, что мы хотим работать не от сделки к сделке, а иметь четкий план, о котором будут знать инвесторы, организаторы, по которому можно будет увеличивать привлекаемую сумму, менять состав организаторов и т. д. В итоге все это приводит к удешевлению привлечений в разрезе всевозможных комиссий за организацию выпуска почти в два раза.


Сегодня у нас также в обслуживании находятся два синдицированных кредита. В декабре один из них будет погашен. Банк завершает работу по возобновлению финансирования, и мы надеемся на увеличение кредита до $100 млн.


ПУМБ один из немногих крупнейших украинских банков, не имеющих иностранных инвесторов. Повлияет ли этот факт на способность банка выдержать острую конкуренцию со стороны финучреждений с западным капиталом и добиться поставленных целей?
Когда говорят о преимуществах банков с иностранным капиталом, как правило, имеют в виду более широкие возможности по привлечению финансирования, эффективные технологии и процедуры. Так вот в этом плане особых преимуществ по сравнению с ПУМБ у них нет. О наших финансовых возможностях я упоминал выше. Точно так же и по другим позициям. Причина в том, что с первого дня существования банка в составе акционеров присутствовали иностранные компании. Например, одно из известных финучреждений – Fortis Bank стоял у истоков создания банка. Мы были первым банком в Украине, который начал проводить аудит своей финансовой отчетности с помощью международных компаний. ПУМБ – первый украинский банк, получивший международную кредитную историю. Поэтому наш банк изначально строился по международным стандартам и принципам, а не по правилам и обычаям местного рынка.

Смена акционеров два года назад на самом деле не изменила подходы к организации бизнеса, управлению банком как акционерным обществом. Как и ранее, 50% состава наблюдательного совета банка состоит из западных специалистов с хорошим опытом работы на развивающихся рынках в области управления банком. Таким образом банк имел и имеет доступ к передовым банковским технологиям, актуальным тенденциям в мире.


Путь в розницу через развитие инфраструктуры
Стратегия ПУМБ, помимо корпоративных клиентов, предусматривает обслуживание частных лиц. В чем состояли изменения в подходах к работе с этим сегментом клиентов?

В корпоративном и розничном бизнесе подходы, конечно, совершенно разные. У нас появилось достаточно много новых процедур, которых раньше не было и мы в них не нуждались, поскольку розничный бизнес не был профильным.


На сегодняшний день мы уже имеем полную линейку продуктов для розничного клиента, ничем не отличающуюся от тех, которые есть у главных конкурентов. Мы активно развиваем сеть филиалов, каналы продаж, в том числе альтернативные. Естественно, нам пришлось перестроиться и активно заняться развитием всей инфраструктуры, без которой невозможно обслуживание розничных клиентов.


Какая стратегия банка в вопросе развития региональной сети?
Нас интересуют все регионы, поэтому уже к концу 2007 г. обеспечим присутствие банка в 22 областях Украины. Для сравнения – два года назад банк присутствовал на территории 10 областей.


В октябре этого года мы презентовали новое здание филиала во Львове, который координирует работу банка в западном регионе.


С точки зрения бизнеса – это инвестиционно привлекательный регион. Здесь проходят серьезные транспортные коридоры, имеется огромная инфраструктура. Кроме того, тут живет одна из наиболее социально активных частей населения Украины. Это видно не только по результатам активности на выборах, но и по результатам миграции наших граждан на работу. Регион очень стремительно развивается. Например, по статистике Львовский филиал банка выдал кредитов в регионе в семь раз больше, чем собрал ресурсов, то есть деньги востребованы, идут в развитие предприятий и организацию новых бизнесов.


В целом же нас интересуют все регионы Украины, поскольку каждый из них по-своему интересен и имеет хорошие перспективы. 







Банкир с военной выправкой


Александр Довгополюк является Председателем Правления ЗАО ПУМБ с февраля 2006 г. До этого три года был исполняющим обязанности Председателя Правления. В период с 1998 по 2003 г. занимал должность заместителя Председателя Правления банка. Перед этим работал начальником отдела управления счетами клиентов, был заместителем управляющего филиалом ПУМБ в Донецке.
Г-н Довгополюк окончил Военный инженерный институт им. А. Ф. Можайского
(специальность «Системы управления и связи») и  Донецкий государственный университет
(специальность «Финансы и кредит»).







Комфортный банк


Первый Украинский Международный Банк (ПУМБ)
был зарегистрирован в 1991 г.
Он имеет 11 филиалов и 92 отделения по всей территории Украины.
Головные офисы банка находятся в Донецке и Киеве.
Количество корпоративных клиентов превышает 8 тыс., частных – свыше 600 тыс. а сотрудников банка – более 2,5 тыс. человек.
Акционерами банка являются ООО «СКМ ФИНАНС» (99,78%) и физические лица (0,22%).

Залишити відповідь