Полномочия Банка Англии следует существенно расширить, при этом ужесточив его подотчетность парламенту, говорится в отчете комитета Палаты общин британского парламента по надзору за министерством финансов (House of Commons Treasury Committee).
В частности, предложения касаются принципов работы созданного в феврале 2011 года Комитета по финансовой политике (Financial Policy Committee, FPC), который вскоре возьмет на себя функции надзорного органа, отнятые у ЦБ в 1997 году и переданные Управлению по финансовым услугам (Financial Services Authority, FSA).
Структуру FPC предлагается сделать аналогичной структуре существующего Комитета по кредитно-денежной политике (Monetary Policy Committee, MPC).
В настоящее время MPC возглавляет председатель ЦБ, в комитет также входят два его заместителя, главный экономист банка, одновременно являющийся исполнительным директором ЦБ по вопросам анализа и статистики в области кредитно-денежной политики, исполнительный директор по вопросам рынков и четыре независимых члена, который назначаются министром финансов на три года с правом переизбрания.
FPC должен будет четко обозначить критерии оценки эффективности своей работы по примеру MPC, основной задачей которого является обеспечение ценовой стабильности. Например, в настоящее время целевой уровень роста потребительских цен в среднесрочный период установлен MPC на отметке в 2% в годовом выражении, и хотя уже многие месяцы ЦБ не удается удерживать инфляцию у заданного уровня, у политиков и общественности есть четкий критерий оценки усилий Банка Англии. Кроме того, глава ЦБ направляет министру финансов особые письма в случае, если инфляция превышает заданный уровень более трех месяцев подряд.
Парламентарии также предлагают в будущем изменить структуру FPC и MPC таким образом, чтобы большинство членов комитетов назначалось извне.
То же требование относится и к Наблюдательному совету (Supervisory Board), который должен прийти на смену нынешнему Совету директоров (Court of Directors), принимающему решения относительно общей политики Банка Англии с момента его создания в 1694 году.
В состав Набсовета должны будут входить 8 членов вместо 12 в нынешнем Совете директоров, а именно председатель Банка Англии, два его заместителя, независимый председатель совета и еще четыре независимых директора, каждый из которых должен быть широко известным и признанным специалистом в области экономики, финансов и регулирования.
Наблюдательный совет также планируется обязать производить и публиковать оценки деятельности ЦБ в области регулирования финсектора и исполнения кредитно-денежной политики, а кроме того, в обязательном порядке предоставлять парламенту полную информацию о ходе заседаний и принятых по их итогам решениях.
Такое изменение принципов управления Банком Англии, как ожидается, будет с одной стороны способствовать сохранению его независимости от политического влияния, а с другой – повысит степень прозрачности и ответственности принимаемых банком решений.
Этой же цели должны служить изменения, которые предлагается внести в порядок назначения и работы главы ЦБ (Governor of the Bank of England). В частности, предлагается избирать управляющего ЦБ максимум на один восьмилетний срок вместо двух сроков по пять лет, чтобы избежать политического давления на главу ЦБ в период переизбрания. Традиционно будущего главу Банка Англии подбирает внутри самого ЦБ его нынешний руководитель, затем кандидат назначается на свой пост монархом по представлению правительства.
Парламент обсуждает кандидатуру будущего главы ЦБ, однако не имеет права вето при голосовании, исполняя, таким образом, совещательные функции.
Это положение также предлагается изменить, наделив особый комитет Палаты общин правом блокировать кандидатуры Минфина на пост главы Банка Англии, равно как и препятствовать произвольному переназначению руководителей ЦБ.
В то же время, комитет парламента предлагает наделить министра финансов правом в кризисной ситуации, когда возникают серьезные риски для государственных активов, самому временно становится во главе Банка Англии, поскольку существующая трехкомпонентная система, распределяющая ответственность между Минфином, ЦБ и FSA, не позволяет принимать важные решения с необходимой быстротой.
При этом, даже если министр финансов решит не вмешиваться в работу ЦБ, он все равно будет нести личную ответственность за усилия по преодолению кризиса.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».