Украинская банковская система отличается от систем развитых стран по многим параметрам. Есть, впрочем, одно негласное правило, которое наши банкиры, как и их западные коллеги, в основном старались соблюдать. Звучит оно так: ни при каких обстоятельствах не выносить сор из избы. Точнее – из банка.
Пару месяцев назад это правило нарушили мажоритарный и миноритарные акционеры ПАО ВиЭйБи Банк. Сообщение о конфликте, длившемся в течение года, а осенью перешедшем в активную стадию, удивило многих. Тем более что именно этот банк несколько лет подряд, по мнению представителей Агентства финансовых инициатив и международного рейтингового агентства Standard & Poor’s, был лидером по качеству раскрытия информации среди 30 крупнейших банков Украины.
Эти организации регулярно изучали полноту, своевременность и качество раскрытия банками информации по следующим направлениям: структура собственности и корпоративная структура банка, финансовые и операционные данные, а также сведения о наблюдательном совете и менеджменте. И по всем указанным параметрам ВиЭйБи Банк регулярно получал наивысшие баллы. Но вдруг Олег Бахматюк, который, как он утверждает, заключил опционное соглашение о покупке мажоритарной доли в ВиЭйБи Банке, обвинил бывшего главу наблюдательного совета Сергея Максимова в том, что он в 2005-2009 гг., пользуясь служебным положением, вывел из финучреждения более 1 млрд. грн. в виде кредитов через подконтрольные ему предприятия. Чуть раньше миноритарные акционеры ВиЭйБи Банка обратились с открытым письмом к главе НБУ, утверждая, что «в течение последних девяти месяцев банк занимался кредитованием исключительно компаний Бахматюка», выдавая указанные кредиты «практически без обеспечения, поскольку урожай будущего года с трудом можно отнести к категории надежных залогов». Сама оценка урожая, по мнению авторов письма, проводилась формально, с нарушением всех правил. Помимо этого, подчеркивали они, в результате противозаконных действий нового руководства сильно страдает имидж банка, являющийся важной составляющей его капитала. В данном случае миноритарные акционеры напомнили о возбуждении 27 сентября 2011 г. прокуратурой Шевченковского района Киева уголовного дела по фактам совершения работниками банка подделки документов, а также завладения имуществом одного из клиентов – ООО Офис Лайн. Информация об этих нарушениях стала достоянием общественности и навредила имиджу банка, который до этого нарабатывался почти два десятилетия.
Дальнейших контактов старательно избегал
В последнее время Олег Бахматюк охотно дает интервью украинским изданиям и не забывает чуть ли не каждый раз упомянуть о кампании «черного пиара», развязанной против него Сергеем Максимовым. Вместе с тем на фоне медиаактивности Бахматюка бросается в глаза почти полное молчание Сергея Максимова и других миноритариев.
На наше предложение дать интервью и в частности разъяснить свою позицию по текущему конфликту Сергей Владимирович прямым отказом не ответил, однако дальнейших контактов старательно избегал. Какие распоряжения он давал своим ассистентам, мы, разумеется, никогда не узнаем. Однако даже на простейшую просьбу предоставить официальную биографию Максимова его ассистент не нашла ничего лучше, кроме как ответить: «Я сообщу о вашем звонке, а дальше – на усмотрение Сергея Владимировича». Этой старательной сотруднице, видимо, невдомек, что бизнес-биография ее босса уже много лет не является тайной за семью печатями и легко восстанавливается по открытым источникам. Как, впрочем, и детали нынешнего конфликта между акционерами банка.
«Где начало того конца, которым оканчивается начало?» – любил иногда произнести Козьма Прутков, пытаясь разобраться в сложных ситуациях. Мы воспользуемся его рецептом и попробуем восстановить основные вехи жизненного пути предпринимателя и банкира Сергея Максимова.
Инвестиции в медицину и инновации
Он родился в 1960 г. в Смоленске – древнем, не очень большом (сейчас 320 тыс. жителей) российском городе. После школы решил попытать счастья в Москве и на удивление земляков поступил в один из ведущих технических вузов страны – МВТУ им. Баумана. Этот университет на протяжении всех лет своего существования отличался самыми высокими требованиями к изучению точных наук. Его выпускники известны тем, что внесли вклад в создание первого в России вертолета, автоматической станочной линии, газотурбовоза, атомной электростанции, систем оборонной и ракетно-космической техники, а также в развитие отечественного машино- и приборостроения. Этот престижный вуз Сергею Максимову удалось в 1983 г. окончить с отличием. Во всяком случае так утверждает сайт Еврейской Конфидерации Украины (ЕКУ), где он является сопрезидентом.
По окончании МВТУ Максимов получает распределение в один из «почтовых ящиков» Минобороны СССР, где работает ведущим конструктором электронно-оптических приборов особого назначения вплоть до 1989 г. Работа в «ящике» совпала с первыми годами горбачевской перестройки. В это время принят Закон «О кооперации в СССР», словно грибы после дождя появляются кооперативы и совместные предприятия, занимающиеся в том числе и торговлей, создан первый в стране коммерческий банк, и вообще жизнь сулит небывалые перспективы, но только «на гражданке», а не в организациях, подконтрольных Минобороны. Евгений Касперский, известный предприниматель и специалист по антивирусной защите, проработавший до 1991 г. в таком же многопрофильном научно-исследовательском институте, позже вспоминал о тех временах: «Из Советской армии уволиться можно было двумя способами: либо через тюрьму, либо через инвалидность. Мне повезло. Можно было уйти по несоответствию занимаемой должности. Если постараться…».
О последующем шестилетнем периоде после увольнения из «почтового ящика» известно не так уж много. Сам Максимов обычно старался его не обсуждать ни в личных беседах, ни в официальных интервью. На вопрос, чему он посвятил эти годы, обычно отвечал: «Инвестициями в медицину и инновациям». Очевидно, поиск новых источников инвестиций и стал причиной его переезда вместе с семьей в 1994 г. в Украину. В 1995 г. он становится собственником крупного пакета Всеукраинского акционерного банка (ВАБанк), созданного в 1992 г. и в государственном реестре банков Украины числящегося под номером 120.
Становление банкира
Что представляла собой украинская банковская система тех лет? Начиная с 1991 г. банки, работавшие в Украине, больше не регистрируются в Москве, как это было во время существования СССР. В 1990-х идут работы по созданию двухуровневой банковской системы, включавшей в себя учреждения Национального банка Украины и банки «новой волны», то есть с участием частного капитала. НБУ вводит первые правила, регулирующие деятельность коммерческих банков.
С переходом ВАБанка под контроль семьи Максимовых начался новый этап в развитии финучреждения. Банк развивает свою филиальную сеть и активно участвует в приватизации государственной собственности. С 1996 г. он является уполномоченным агентом Европейского банка реконструкции и развития в обслуживании кредитной линии по поддержке инвестиций для среднего и малого бизнеса. Годом позже начинает обслуживание кредитной линии немецко-украинского фонда, а также различных межправительственных соглашений. Подписаны и соглашения с международными платежными системами VISA и MasterCard. В 1999 г. официально зарегистрировано представительство банка в столице Венгрии. В начале 2000-х создаются страховая и перестраховочная компании, которые позже, в 2006 г., войдут в финансовый холдинг VAB.
По свидетельствам некоторых сотрудников, проработавших в структурах VAB не один год, работали они в те годы часто на сплошном энтузиазме. Большинство смелых прорывных решений принадлежали именно Сергею Максимову. Безусловно, не последнюю роль в этом сыграли знания, приобретенные им в Украинской академии международных отношений, а также – если верить ранее упомянутому сайту ЕКУ – в Немецкой академии Бонн-Финанс.
Почему такая оговорка? Дело в том, что учебного заведения с подобным названием в Германии нет. В Бонне, правда, существует некая Academy of Finance Bonn (www.academy-of-finance.de), занимающаяся всего лишь проведением семинаров и конференций для сотрудников банков, экспертов сектора финансовых услуг и рынка недвижимости. И еще одна незадача: в официальном названии академии отсутствует слово «Немецкая», упомянутое на сайте ЕКУ. Так что говорить со 100%-й уверенностью о наличии у Сергея Максимова немецкого банковского образования мы, пожалуй, не станем. Зато готовы восстановить хронологию создания первого в Украине универсального финансового холдинга VAB.
Семейный холдинговый бизнес
По всей видимости, идея объединения банковских и небанковских активов всех акционеров ВАБанка зародилась в 2005 г. параллельно с привлечением в качестве акционеров TBIF Financial Services B.V., дочерней компанией TBIН Financial Services Group N.V. Обе компании входят в состав голландско-израильской инвестиционной группы Kardan N.V., занимающейся определением и развитием активов на развивающихся рынках (преимущественно в Центральной и Восточной Европе, а также в Китае). Деятельность инвестгруппы сосредоточена в трех секторах: недвижимость, развитие водной инфраструктуры и потребительское кредитование. Кроме того, группа Kardan ведет ряд инвестиционных проектов в Израиле.
Однако вернемся в Украину. В ноябре 2005 г. для развития лизингового бизнеса в стране акционеры TBIF Financial Services Group B.V. создают ООО ТИБИАЙ Лизинг (впоследствии VAB Лизинг). Период весна-лето 2006 г. стал временем учреждения остальных финансовых компаний: инвесткомпании VAB Капитал, КУА VAB Эссет Менеджмент, компании потребкредитования VAB Экспресс, а также управляющей компании VAB Груп. Осенью того же года компании «страхового крыла» переименованы соответственно в VAB Страхование, VAB Жизнь и Перестраховочная компания VAB РЕ. Процесс консолидации завершается в начале 2007 г. вместе с переименованием АО ВАБанк в VAB Банк и вхождением в холдинг негосударственного пенсионного фонда VAB Пенсия. Руководство универсальной финансовой группой Сергей Максимов решает отдать своему зятю, Петру Барону, который на то время неплохо разбирался в делах банка и к тому же окончил CITY University Business School (Лондон) по специальности «инвестиции и финансовое управление рисками».
Первые полтора года существования холдинга казалось, что решение передать финансовый бизнес зятю, а самому сосредоточиться на развитии строительного и медицинского бизнесов, себя оправдало. Петр Барон завершил ребрендинг. Новый бренд VAB начали узнавать во всех городах Украины. Ставка на предоставление полного спектра финансовых продуктов/услуг в каждой точке продаж любой из VAB-компаний, похоже, начинала приносить свои плоды. Разумеется, были и проблемы – группа, насчитывавшая в лучшие времена более 3 тыс. сотрудников, не всегда работала слаженно. Впрочем, вплоть до конца 2009 г. акционеры предпочитали об этом не думать.
Но с наступлением кризиса дела настолько ухудшились, что банку пришлось обратиться в НБУ за срочной помощью. Иностранные акционеры в беде не оставили – помогли досрочно вернуть средства НБУ. Вместе с тем уже к началу 2011 г. стало очевидно, что TBIF постарается если не уйти с украинского рынка, то существенно минимизировать свое присутствие в стране. Так в банке и появилась «группа международных инвесторов», чьи интересы представляла российская инвестиционная компания Тройка Диалог, а на самом деле – Олег Бахматюк и несколько офшорных компаний.
Паны дерутся, а у мужиков лбы трещат
Безусловно, рано или поздно акционеры VAB Банка обязательно выяснят отношения и договорятся. Главное, чтобы, пока они воюют между собой, банк окончательно не остался без опытных кадров, ради которых Олег Бахматюк, как он сам признался в одном из интервью, приобрел это финансовое учреждение. Новым топам, несмотря на их многолетний опыт, еще предстоит вникать в дела. И любые опрометчивые шаги в общении с доставшимися им в наследство подчиненными обязательно скажутся на показателях деятельности банка. Да и Финансовая инициатива, первый банк Бахматюка, пока не настолько хорошо себя чувствует, чтобы оголять его управленческие тылы.