Национальный банк Украины (НБУ) в связи с разной практикой поведения банков в отношении запрашиваемой от клиентов информации выступил с разъяснительным письмом, которое, по мнению опрошенных агентством "Интерфакс-Украина" юристов, должно упростить работу кредитно-финансовых учреждений и снять излишние подозрения со стороны граждан.
По словам партнера правовой группы "Павленко и Побережнюк", адвоката Александры Павленко, разъяснительным письмом № 48-104/2256-1346 от 11 ноября 2011 года НБУ детально описал различные ситуации, при которых банки манипулируют правом получать информацию от клиентов, и разъяснил права потребителей банковских услуг и самих банков.
"Данное разъяснение НБУ упростит работу банков и снимет лишние подозрения у граждан. Следует понимать: сбор дополнительной информации был инициирован НБУ, а не коммерческими банками, для которых это вылилось в дополнительные затраты средств и времени. Поэтому такое разъяснение воспринято банками весьма положительно", – говорит партнер адвокатского объединения Arzinger Анна Погребная.
Управляющий партнер юридической компании "Ол&Руст", адвокат Роман Хрустенко отмечает, что НБУ напоминает о праве банков требовать от клиентов предоставления лишь данных паспорта и идентификационного кода в соответствии с законом "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма".
"Безусловно, разъяснение НБУ должно упорядочить отношения между банками и клиентами, однако представляется, что на практике объем получаемой банками информации не уменьшится. В то же время клиент будет четко и однозначно проинформирован, что часть информации он предоставляет добровольно", – сказал он.
В свою очередь, А.Павленко подчеркнула право банка требовать от клиента дополнительную информацию.
"Банк имеет право потребоватьот клиента и любую другую информацию, однако для самого клиента это не является обязательным по закону. Информация может быть предоставлена лишь по договоренности с самим банком. Главным документом в таких отношениях между банком и его клиентом является договор, в котором может быть указан любой перечень документов", – поясняет А.Павленко.
"Банк сам, по своему усмотрению, решает (с учетом уровня риска клиента, определенного в соответствии с внутренней банковской программой оценки и управления рисками легализации уголовных доходов/финансирования терроризма), какой объем информации требовать от клиента, и, исходя из этого, формулирует соответствующее условие договора", – добавляет Р.Хрустенко.
В свою очередь, старший юрист Международной юридической группы AstapovLawyers Юлия Яшенкова полагает, что разъяснение НБУ должно несколько снизить интерес банков в отношении их клиентов.
"Это должно умерить "любопытство" банков относительно семейного положения и научных степеней их клиентов, привлечения их к уголовной или административной ответственности, наличия транспортных средств и прочей, не относящейся к идентификации личности, информации", – отметила она.
Вместе с тем, считает юрист, разъяснение НБУ способно лишь ненадолго "обуздать банки и со временем обречено стать лишь проформой".
Разъяснение НБУ относительно идентификации клиентов – не единственное новшество в банковской сфере в последнее время: с 16 октября вступил в силу закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования вопросов между кредиторами и потребителями финансовых услуг" (№ 3795-VI от 22 сентября 2011 года).
По словам А.Погребной, этим документом внесены изменения в ст. 222 Уголовного кодекса Украины (мошенничество с финансовыми ресурсами), устанавливающие уголовную ответственность физического лица за предоставление банку неправдивой информации для получения кредита.
Как напоминает юрист, раньше такие действия физлица (не предпринимателя) не являлись уголовно наказуемыми.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».