фото с сайта chernenko.org.ua |
Украинским компаниям крайне сложно, а порой практически невозможно, создать прочный коллектив преданных делу сотрудников. Главная причина кроется в особенностях менталитета населения страны.
Место работы является микрокосмом, отражающим общество и его ценности. Украинское общество характеризуют такие черты, как конформизм, готовность подстроиться, недостаточная вера в собственные силы, низкая амбициозность, стремление к материальным благам, построение карьеры ради обеспечения семьи.
В исследовании «Украинский характер: Характерные социально-психологические особенности населения Украины», проведенного весной нынешнего года Центром социальных исследований «София» приняли участие более 2 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет, а также 13 экспертов-психологов, социологов, философов, историков и политологов.
В близком кругу
Изоляционизм, умеренность и амбивалентность – основные характеристики украинского менталитета.
Большинство наших граждан интересуются преимущественно своей личной жизнью и жизнью ближайшего окружения (семья, родственники, друзья, соседи, кумовья). Такая ограниченность интересов отражается и на профессиональной деятельности: украинцы слабо ориентированы на достижения.
Причем мотивировать их к работе на общую идею, в коллективе затруднительно, потому что они отличаются «низкой готовностью к солидарным действиям», испытывают недоверие к окружающим людям – согражданам, коллегам и т.д. (если, конечно, те не входят в ближайшее окружение).
При оценке уровня удовлетворенности отдельными аспектами своей жизни, для большинства опрошенных оказалось наиболее комфортно опять же в близком окружении. Менее всего они оказались удовлетворены уровнем своего благосостояния и возможностями, которые предоставляет общество.
Социологи предупреждают: не стоит путать понятия изоляционизм и индивидуализм. Индивидуализм, характерный для западного общества, подразумевает такие ценности как уважение к личным правам и свободам, самоуважение и активная гражданская позиция. Украинцам же этот набор присущ далеко не в первую очередь. Как отмечает доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института социологии НАН Украины Евгений Головаха, за последние 20 лет изоляционизм как признак стал более выраженным во всех регионах Украины.
Отношениям с микросоциумом подчинено также стремление украинцев достичь высокого положения, поскольку конечной целью занятия должности является обеспечение благополучия близких. Положение и благосостояние на работе нередко обусловлено хорошими отношениями с начальством, а многие проблемы приходится решать на личных связях. Такая система подстегивает к тому, что автономность человека, способность принимать решения, готовность действовать в «большом» социуме, ориентируясь на общественные и правовые нормы, снижается.
Денежный вопрос
Особенные и порой парадоксальные отношения сложились у украинцев с деньгами.
«Материальное благополучие» является основным символом, свидетельствующем о жизненном успехе человека.
Общая таблица приоритетов выглядит следующим образом:
• Материальное благополучие (указали 73,8% респондентов);
• Наличие семьи, детей (60,0%);
• Хорошие отношения и взаимопонимание в семье (47,0%);
• Хорошая физическая форма, крепкое здоровье (46,6%);
• Любовь, наличие любимого человека (37,8%);
• Хорошие друзья (35,0%).
• Личная самореализация, занятие любимым делом указали 29,9%
• респондентов;
• Престижная работа, профессия – 29,4%;
• Карьерный рост, руководящая должность – 23,5%
• Уважение в кругу коллег – 26,4%;
• Собственное дело, личный бизнес – 15,5%;
• Хорошее образование, диплом престижного университета -15,2%;
• Хорошие отношения с начальством – 12,6%.
Парадоксально, что вожделенное материальное благосостояние очень далеко отстоит от тех факторов, которые призваны его обеспечить – «престижная работа», «карьерный рост», «собственное дело, бизнес», «хорошее образование». Кроме того, украинцам, как правило, не свойственны престижное потребление и гедонизм. «Отдых в дорогих ресторанах, на дорогих курортах, наличие дорогого автомобиля, дорогой недвижимости» в качестве атрибута жизненного успеха указали лишь 8,5% опрошенных.
Без амбиций. За комфорт!
Еще один срез исследования показал, что украинцы отличаются низким уровнем амбиций (что также составляет определенный парадокс в сочетании со стремлением к финансовой обеспеченности). Признаками хорошей работы (респондентам предложили выбрать из перечня не более 5 критериев) оказались «хорошо оплачиваемая» (указали 74,9% опрошенных), «с хорошими условиями труда» (45,6%) и «с хорошим коллективом». Другими словами, украинцы стремятся к комфорту на работе. При этом работу «интересную, творческую» хотят лишь 20,7%, «престижную» – 20,5%, «дающую возможность профессионально расти, совершенствоваться» – 17,7%, «оставляющую много свободного времени» – 12,6%.
В реальности амбициозными себя считают лишь 10,7% респондентов – они ответили положительно на вопрос «Считаете ли вы себя амбициозным человеком». Тем не менее, почти половина (44,8%) опрошенных с той или иной уверенностью считает себя амбициозными. Исследователи называют это явление декларируемой амбициозностью или «голословным намерением из-за нежелания проявлять инициативу, рисковать, действовать в условиях неопределенности, заниматься творческим поиском».
Кроме того, украинские граждане чаще отдают предпочтение работе, «когда четко определено, что и как нужно делать» (указали 52,4% опрошенных).
Василий Кушерец, доктор философских наук, председатель правления «Товариства «Знання України»: «Для многих наших людей несвойственны те черты, которые связаны с упорством в достижении цели, умением настроить себя на результат, на большой успех. Нередко, отсутствует здоровое честолюбие или тщеславие».
Причина низкой амбициозности украинцев связана с неуверенностью в своем будущем, а также экстернальностью – склонностью рассматривать свою жизнь преимущественно как результат влияния внешних обстоятельств. Это далеко не единственное исследование, которое подтверждает, что в Украине экстерналы преобладают над интерналами. В странах Западной Европы ситуация с точностью до наоборот.
Для большинства опрошенных (61,6%) «очень важно» или «достаточно важно» то, что о них говорят люди. Одновременно, 36,7% респондентов указали, что для них «маловажно» или «совершенно неважно», что о них думают на самом деле.
Парадокс украинского существования в том, что уровень удовлетворенности жизни для украинцев больше всего зависит от тех аспектов, которыми те сегодня удовлетворены менее всего. А это – уровень благосостояния и доходов, работой и состоянием своего здоровья.
Нация сержантов В Австрийской и Российской империях, а также в СССР украинцы исторически зарекомендовали себя как способные к карьеризму особого рода. Подобный тип карьеризма характеризовался высокой адаптационной способностью, т.е. способностью «встраиваться» в существующую систему, находить в ней свою нишу, приспосабливаться и выполнять не столько лидерские, сколько исполнительские функции. «Адаптационный карьеризм» связан с консервативным типом мышления, которое мало ориентировано на новаторство, поиск новых путей решения проблемы, креативные разработки и стратегирование. И до сих пор для украинца более характерна карьера управленца среднего уровня.
Игорь Лосев, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и культурологии Национального университета «Киево-Могилянская академия»: «Украинцы всегда имели репутацию хороших служак…, были замечательными, идеальными исполнителями. Продвинуться дальше в чужом государстве было практически невозможно. Некоторые даже называли украинцев нацией сержантов. И в самом деле, в Советской Армии большинство сержантов представляли украинские ребята, так как были ответственными, им можно было доверять. Украинец – служака, он шкуру спустит с подчиненного, чтобы все было в порядке. Это как Кучма говорил: «Скажите мне, что мы будем строить, – и я построю». Так как он сам не знал, что строить, ему нужно было, чтобы кто-то подсказал».
В.Васютинский, доктор психологических наук, профессор, заведующий Владимир Фесенко, Председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»: «Украинец-сержант, украинец-старшина – это оставшийся с советских времен стереотип, который, имел объективные основания. Он хозяйственный…, умеет обихаживать свое пространство. Вот почему он может быть хорошим руководителем, скажем так, среднего промежуточного звена». |