производство
Кадры как ресурс
Бритиш Американ Табакко Украина подвела итоги 11 месяцев прошлого года и поделилась видением своей работы в новом 2012 г. Выпуск сигарет за январь-ноябрь 2011-го увеличился на 4% (до 15,7 млрд. штук) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Этому способствовали инвестиции в объеме 72 млн. грн. в развитие регионального офиса, а также в закупку оборудования и установку на фабрике системы отслеживания маршрутов движения продукции.
В 2011 г. 11% продукции украинской фабрики было отправлено в Молдову, Грузию, Россию, Беларусь и Сингапур, а в 2012-м ожидается расширение географии экспорта, поэтому без подобной системы не обойтись.
В последнее время табачная фабрика в Прилуках входит в число лидеров по производственным показателям среди всех подразделений British American Tobacco. Ее рядовых сотрудников часто приглашают в другие страны для оказания помощи в налаживании производственных процессов. Высокая компетенция украинского персонала объясняется внедренной на предприятии системой Idea Management, а также системой подготовки кадров и планирования карьеры. В сентябре 2011 г. запущен специализированный HR-портал. В этом году ожидаются изменения в системе управления эффективностью персонала с тем, чтобы отразить требования к ведению бизнеса, изменившиеся за последние годы.
Заключение «&». В 2009-2011 гг. украинский табачный рынок лихорадило. Многократное повышение акцизов обернулось падением легального производства сигарет (в среднем до 10% в год). На этом фоне вопросы управления эффективностью производства и инвестиции в персонал приобретают особо важную роль.
расширение
Укрепляя бизнес
Мегафон, сотовый оператор в России, последним из крупнейших операторов «большой тройки» (в нее входят МТС, Мегафон и Вымпелком), создал дочернюю компанию в Украине – ООО МФ Телеком. Украинская «дочка» российского предприятия была учреждена еще в ноябре прошлого года в Киеве, но официально объявила об этом только недавно. Компания будет заниматься транзитом трафика. В официальном сообщении говорится: «Мы открыли МФ Телеком для расширения и укрепления операторского бизнеса, который развиваем с нашими международными партнерами». Однако, несмотря на это заявление, ширятся слухи о том, что открытие компании может стать первым шагом на пути освоения ею украинского рынка.
Заключение «&». Мегафон в последние несколько лет активно занимается укреплением своих позиций. Стартовав позже других, сейчас компания №2 в России по числу абонентов и доходу от мобильной связи.
cоглашение
Договоренность повзрослеть
Соблюдать правила профессиональной деятельности и стандарты деловой этики в коммерческих коммуникациях договорились украинские производители пива. Согласно недавно подписанному соглашению «О системе саморегулирования коммерческих коммуникаций предприятий пивоваренной отрасли Украины», для контроля за соблюдением стандартов создан комитет по этике. Финансироваться этот орган будет за счет участников соглашения, однако решения принимать независимо. Интересы производителей рекламы и рекламодателей в соглашении представляет Всеукраинская рекламная коалиция, СМИ – Индустриальный телевизионный комитет, юристов и потребителей – Ассоциация юристов Украины, а пивоваров – ассоциация Укрпиво.
Как отмечают производители Укрпива, для отрасли страны подписанное соглашение имеет особое значение. Валентин Бойницкий, начальник отдела по корпоративным связям компании Миллер Брендз Украина: «Рынок развивается, взрослеет, становится более ответственным перед обществом и открытым к отзывам потребителей, в том числе и к критическим мнениям. Двигателем процесса выступают ключевые игроки отрасли – крупные международные компании, традиционно задающие тон на рынке как в продуктовых инновациях, так и в способах ведения бизнеса».
Особую роль пивовары отводят и комитету по этике. «Саморегуляция в сфере рекламы пива была и ранее – каждая из компаний имеет самоограничения, большинство из которых делают их публичными.
А новость в том, что теперь компании договорились об общих стандартах и готовы нести ответственность перед обществом за их соблюдение, – говорит Денис Хренов, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям САН ИнБев Украина. – Внутренний взгляд на выполнение стандартов может отличаться от внешнего. Это и есть риск внутренней саморегуляции. Комитет по этике будет трансформировать видение участников рекламного рынка в независимое экспертное мнение. Это станет огромной поддержкой компании в ее усилиях по соблюдению собственных стандартов».
Заключение «&». Для украинского рекламного рынка пива подписанное соглашение – возможность дотянуться до мировых стандартов. Такая организованная саморегуляция вполне может решить вопрос фактического отсутствия эффективного механизма контроля за содержанием рекламы в стране.
маркетинг
Векторное развитие
Лидер Снек, один из крупных производителей снэковой продукции в Украине, объявил о смене маркетинговой стратегии. Суть перемен, как отмечают в компании, заключается в переходе от ориентации на рост продаж через акционные и промопрограммы к работе над повышением узнаваемости производителя и его торговой марки.
У обновленной маркетинговой стратегии будет два основных вектора развития: репутационная коммуникация в регионах, где продукция Лидер Снека уже хорошо известна, и реклама в тех частях страны, в которых компания только начинает налаживать дистрибуцию. Необходимость в такой переориентации объясняется стремлением перейти на новый уровень работы, где с потребителями необходимо устанавливать долгосрочные отношения. «Если ранее мы продавали наши бренды только в нескольких регионах Украины, то на 2012 г. стоит задача построения дистрибуции по всей территории страны. Узнать о нас и наших преимуществах должны как можно больше людей», – отмечает Елена Демченко, национальный бренд-менеджер Лидер Снека.
Заключение «&». Несмотря на заявления об уходе от акцента на промокампаниях и акциях, обойтись без них компания не сможет – производителю все равно придется прибегать к ним в тех регионах, где дистрибуция только налаживается.
девелопмент
Новые старые планы
Будхаус Групп, инвестиционно-девелоперская компания, объявила о переходе к активной фазе строительства пятизвездочного отеля Sofitel в центре столицы. Занимается проектом Проминвестгрупп-1, основным инвестором которой является Будхаус Групп.
Впервые о планах строительства гостиницы стало известно еще в 2007 г. Тогда речь шла о вводе проекта в эксплуатацию к Евро 2012. В компании отмечают, что реализовать все вовремя помешали различные обстоятельства, и после временного затишья в 2009 г. работа над проектом возобновилась. При этом договор на управление с гостиничным оператором Sofitel (Accor Group) был подписан только в сентябре 2011 г.
По словам руководства Проминвестгрупп-1, условия договора – одни из лучших в Восточной Европе, что в какой-то мере оправдывает такой длительный путь к его подписанию. На сегодняшний день проект находится на стадии проведения земельных работ и сооружения ограждения котлована. Данный комплекс предполагает 276 гостиничных номеров и два уровня апартаментов. По предварительным расчетам, без окончательно утвержденного дизайна реализация проекта потребует вложений на сумму около $100 млн.
Что касается дальнейших планов по развитию гостиничных проектов, Будхаус Групп не исключает возможность работы с пяти- и трехзвездочными отелями.
Заключение «&». Сегмент пятизвездочных гостиниц в столице близок к насыщению при существующем спросе. А особых надежд на рост спроса в ближайшие годы нет.