Александр Кардаков, председатель наблюдательного совета Октава Капитал, основатель Инкома и Датагруп, о принципах построения эффективной информационной системы государственного уровня.
Модная сегодня модель аутсорсинга бизнес-процессов (Business process outsourcing, ВРО) уже хорошо зарекомендовала себя в бизнесе (по крайней мере на Западе), однако, как это часто бывает, так и не смогла принести дивиденды своим пользователям в сфере государственного управления. Эксперимент по созданию супермодели ВРО под названием «Государство», несмотря на то что срок его реализации затянулся уже на несколько веков, все еще не оправдывает ожидания.
И речь идет не только об Украине. Не только наши политики «раздают» больше, чем зарабатывает государство. Перед нами примеры США, Греции, Италии и Испании, имеющих огромные государственные долги. Проблема глобальна и может привести к следующему витку мирового кризиса.
Государство, которое в теории должно обеспечивать аутсорсинг выполнения таких задач, как безопасность, соблюдение правопорядка, координация и регулирование экономических процессов, развивать инфраструктуру, образование, науку и здравоохранение, чаще стремится переложить свои тяготы на тех, кто ей их нести и доверил. В результате то самое доверие, которое должно быть между аутсорсером и его клиентом, сходит на нет. В разное время причинами своей несостоятельности государства называли религии, эпидемии, общественный строй, войны, деньги. А после того как в 1966 г. в Японии было впервые произнесено словосочетание «информационное общество», нашелся еще один козел отпущения, на которого принято сваливать очень многие политические неудачи, – информационные технологии. Ни в чем не повинные IТ обвиняют во всех бедах от «компьютер завис – прием окончен» на уровне ЖЭКа, до «проблема с электронными реестрами, учетными системами и т. д.» на уровне страны. Этому, к сожалению, способствует сложность вопроса и необходимость достаточно серьезного финансирования. Однако IТ – это всего лишь инструмент. И если изначально было закуплено работающее оборудование, то в дальнейшем его эффективное использование – вопрос, адресованный пользователям, а не «железякам» или «схемам реализации».
Увы, не оправдались надежды общества и в связи с появлением Интернета. Более прогрессивный строй, в котором доступность информации постепенно сократит социальное и политическое неравенство, функции государства окажутся сведенными к минимуму, а подконтрольность властных институтов обществу возрастет, так и не сформировался.
Возможность выглядела слишком заманчивой для многих, поэтому вместо того чтобы создавать в Украине единую национальную программу использования IТ в государственном управлении и централизованно ее финансировать, отдельные ведомства начали создавать собственные информационные среды обитания. В итоге за последние 20 лет было разработано и введено в эксплуатацию разными проектными командами множество информационных систем. Сегодня каждая из них продолжает функционировать в рамках своей, актуальной на момент ее внедрения, идеологии и использует аппаратные средства, также актуальные на тот момент. Разумеется, и техника, и модели ее использования за последние 10-15 лет существенно изменились. Поэтому героические попытки совместить между собой все эти абсолютно разные системы в рамках единого «электронного правительства» обречены на неудачу.
Их совместить невозможно. А переходы от одной системы к другой только усложняют жизнь пользователям, поскольку сопровождаются переносом данных вручную или на бумажных носителях. Я видел массу «электронных» бумажек – отсканированных документов-картинок, которые хотя и хранятся в системе, но лежат мертвым грузом, поскольку данные из них все равно невозможно обработать. Поэтому для построения действительно эффективной информационной системы государственного уровня сначала нужно продумать концепцию хранения, обмена, передачи и обработки информации в государственных органах власти. После этого необходимо создать стандарты реализации (чтобы все последующие системы легко интегрировались в уже существующую среду). А затем все это вместе должно быть в обязательном порядке утверждено законодательно. Более того, использование бумажных технологий нужно не просто исключить, а законодательно запретить. Все эти меры в совокупности я называю «технологическими реформами».
Если не будут продуманы принципы создания ядра глобальной электронной системы и прописаны стандарты, мы получим очередную вариацию автоматизированного хаоса. А ведь можно воспользоваться успешным опытом других стран, например, Эстонии или Грузии, где аналогичные системы уже реализованы с нуля. Тем более что «есть пророки в родном отечестве»: отечественные специалисты имеют реальный опыт построения аналогичных систем в других странах. К сожалению, эти знания пока не работают на Украину.