«Непопулярные решения принимаются тогда, когда исчерпан арсенал других рычагов влияния»

Владимир Клименко, председатель правления Укринбанка, о персональном стиле управления.

Под влиянием каких обстоятельств вы попали в банковскую систему?

Ответ будет предельно лаконичным: только под влиянием друзей.

Какие знания и опыт, накопленные до прихода в банковский сектор, вам особенно помогли и продолжают помогать в руководстве финансовыми учреждениями?

Прежде всего это опыт работы в бизнес-структурах, инженерно-технические знания, обретенные в вузе. Особенно я, конечно, выделил бы опыт работы, обретенный на крупном заводе по производству котельного оборудования для больших электростанций. Когда на большом предприятии просчитывается установка оборудования собственного производства (и в этом задействованы все службы и подразделения), которое не просто должно быть произведено из металла, оно должно работать и приносить прибыль, то это, разумеется, неоценимый опыт, позволяющий мыслить и действовать масштабно и комплексно. Как это проецируется на финансовое учреждение? Достаточно просто: когда клиенты приходят в банк за кредитами, не составляет труда объективно оценить эффективность бизнес-проекта, с которым они обращаются, понимая реалии этого бизнеса.

Ваш стаж работы в банковской системе и стаж работы на руководящих должностях в банках Украины практически совпадают. Чем это можно объяснить?

В этом нет ничего удивительного: до прихода в банк я работал руководителем бизнесов. Накопленный опыт, знания, организаторские способности – именно это позволило сразу занимать руководящие должности. Помимо этого, любой банк – это прежде всего клиенты. Обширные дружеские связи, наработанные партнерские отношения, уровень доверия также повлияли на то, что в банковской сфере я сразу стал работать на руководящих должностях.

Кто из руководителей НБУ оказал наибольшее влияние на ваше становление как профессионального банкира?

В свое время, возглавляя бизнес в Польше, мне приходилось работать с немецкими и польскими банками, таким образом, была возможность оценить уровень руководителей иностранных банков. Когда в 2000 г. я вернулся в Украину, конечно же, больше всех выделялся Владимир Стельмах – его опыт в банковской сфере, пожалуй, наиболее значим и весом.

Специалисты банковского сектора известны своим ревностным отношением к новичкам, пытающимся перейти на работу в банк из других отраслей. Как, по вашему, целесообразно ли принимать на работу в банки людей, ранее не работавших в банковской системе?

Так называемый чистый воротничок, банковский служащий, который начинает с минимальной должности и движется по служебной лестнице, никогда не будет первоклассным руководителем банка, поскольку он не работал в бизнесе или на производстве. Если у человека нет практического опыта, это существенно скажется на его работе, он явно будет страдать от этого. Я приветствую практику, когда люди, поработавшие в бизнесе, на производстве, приходят в банковский сектор, особенно на участки, связанные с реальной экономикой, ее кредитованием. Такие специалисты, знающие бизнес вне банка, легче анализируют, оценивают реальность проекта.

Какими критериями вы руководствуетесь, отбирая сотрудников для своей управленческой команды? Эти критерии отбора менялись в течение времени?

Прежде всего это определенные успехи на прежних участках работы. Помимо этого, немаловажны такие качества, как честность, порядочность, моральность, желание сделать что-то конкретное и достичь ощутимого результата. Разумеется, должно присутствовать стремление к получению новых знаний: в процессе человек совершенствуется, а основа остается.

Если бы вы ваших бывших коллег по банкам Клиринговый Дом и БИГ Энергия попросили охарактеризовать ваш стиль управления, как вы думаете, что они ответили бы?

Это их право, как охарактеризовать мой стиль управления. Наверное, авторитарный.

В какой мере ваши подходы к работе в Укринбанке отличаются от подходов, которыми вы руководствовались во время работы в банке БИГ Энергия?

Подходы разные, поскольку были совершенно разные задачи. Исходя из того что БИГ Энергия находился в положении администрирования, там был ряд проблем, связанных с выплатами клиентам депозитов. Достаточно остро стоял вопрос доверия к банку, что существенно влияло на работу. Естественно, все это надо было учитывать, необходимо было сделать максимум полезного для банка.

В свою очередь Укринбанк имел большой отрицательный результат. Здесь был применим иной подход – производительность труда за единицу времени. Есть показатели, характеризующие банк, и эти показатели нужно было реально улучшить. Постепенно нам удается этого добиваться.

Необходимость принимать непопулярные решения – неотъемлемая часть работы любого руководителя. Выработали вы ли для себя за годы работы на управленческих должностях собственный рецепт поведения в подобных случаях?

Непопулярные решения принимаются тогда, когда исчерпан арсенал других рычагов влияния. Поверьте, такие решения даются непросто. Предположим, раньше я не решался говорить «нет», мне всегда нужно было пересилить себя. Сейчас я научился говорить «нет» в разной форме.

Причем это касается и таких непопулярных решений-правил: не занимать денег друзьям, не брать на работу в банк родственников и детей друзей.
Однако любое непопулярное решение принимается с благой целью. Возможно, со стороны это выглядит несколько некрасиво, но такое решение всегда нацелено на то, чтобы в конечном результате был позитив.

Как часто на протяжении вашей управленческой карьеры бывали случаи увольнения специалистов, об уходе которых вы впоследствии сожалели?

Довольно редко.

Что, по вашему мнению, следует предпринимать любой организации и в особенности финансовому учреждению для эффективного подбора и удержания своих сотрудников?

Во-первых, у каждого сотрудника должна быть возможность роста. Во-вторых, каждый обязан четко понимать свои функции, и это должно на 100% контролироваться. Если говорить об эффективности удержания и подбора персонала, я считаю, что за любую работу человек получает определенное вознаграждение, а если эффективность возрастает, соответственно сотрудник должен получать бонус. Помимо этого, важно разрабатывать и предлагать сотрудникам программу лояльности, важно для достижения общей цели формировать командный дух и корпоративную культуру.

Владимир Клименко, председатель правления Укринбанка.

Родился в Луганске в 1958 г. Женат, имеет двух дочерей.

В 1980 г. окончил Ворошилов­градский машиностроительный институт по специальности «технология машиностроения», инженер-механик; в 2001 г. – Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко по специальности «финансы». В 2010 г. присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Украины».

В 1980 г. работал младшим научным сотрудником Ворошиловградского машиностроительного института. 1980-1982 гг. – служба в армии.

1982-1991 гг. – партийная работа. 1991-1992 гг. – директор СП Центр молодежного сотрудничества «Киевский коллегиум». 1993-2000 гг. – директор представительства фирмы RAFAKO (Польша). 2000-2001 гг. – заместитель председателя правления банка Клиринговый Дом.

2001-2007 гг. – заместитель председателя правления, первый заместитель председателя правления Брокбизнесбанка. 2007-2010 гг. – председатель совета директоров ООО Энергетическая группа; параллельно в 2009 г. исполнял функции временного администратора банка БИГ Энергия.

С февраля 2010 г. – председатель правления ПАО Украинский инновационный банк.

Залишити відповідь