Правила как вызов

Книгу читала Виктория Блинова, ведущий PR-специалист СК Fidem Life.

Меня подкупает в этой книге прежде всего какая-то особая искренность автора, его увлеченность и простодушие, граничащие с детской наивностью. Воспринимать бизнес-процессы не в рамках набившей оскомину схемы «товар – деньги – товар», не в качестве технологий производства и методик продвижения, а скорее как набор головоломок, которые нужно разгадать, сложить и получить результат, который может оказаться совершенно неожиданным. Это увлекает, завораживает и заставляет двигаться от страницы к странице, совершая открытия, приготовленные для тебя автором.

Причем ты сразу понимаешь, что книга писалась человеком вдохновенным, способным удивляться самым прозаическим вещам, радоваться удачам, подсмеиваться над ошибками. И за всем этим совершенно не чувствуется никакой коммерческой сверхзадачи написания книги. Очевидно, что не этим зарабатывает деньги автор, а пишет потому, что ему хочется поделиться личным, в чем-то романтическим восприятием бизнеса, мыслями и ощущениями, увлекательными и парадоксальными одновременно. Даже название книги звучит весьма парадоксально, однако, читая, начинаешь понимать, что правила для Кавасаки – это прежде всего вызов, но не буднично необходимый, а игриво захватывающий, своеобразное приглашение к танцу, доставляющее удовольствие от процесса. Например, для него существуют просто изделия, вещи (в книге – продукты) и Великие продукты, о которых он говорит подробно и обстоятельно.

Великий продукт по Кавасаки должен быть глубоким, доставляющим удовольствие, завершенным, элегантным и обязательно выразительным. «Вы должны прилагать все усилия, чтобы создать то, во что кто-нибудь влюбится», – утверждает он. И доверие влюбившихся всегда перевесит любые недостатки продукта. Революция в бизнесе по Кавасаки – это создание продукта по еще не существующим параметрам, а то и по неоткрытым законам и продвижение его несколько необычным путем, который он называет путем проповедничества. Люди должны не просто приобрести, а поверить в продукт, получив от проповедника эмоциональный посыл, который заставит их по-иному взглянуть на окружающий мир. Автор прав, утверждая, что в начале революции нужны проповедники, а не продажи. Когда-то на Руси было весьма распространено движение лоточников (коробейников): наделенные способностями проповедовать, они могли продать буквально все.

И главной в их стратегии была ориентация как раз на то, чтобы люди получали удовольствие от покупки любого, на первый взгляд, вроде бы и ненужного им товара. Прошло время, изменились товары и услуги, но принцип эмоционального приведения человека к вере во что бы то ни было все так же востребован.

И Кавасаки прав, это работает. Там, «у них». И многочисленные примеры (читаюющиеся легко и с интересом) прекрасно это иллюстрируют. Потому что довольно легко быть ребенком в душе, с радостным удивлением решая головоломки и делая неожиданные открытия, когда вся окружающая тебя бизнес-среда этому в принципе благоприятствует. Помимо множества высказанных автором мыслей, на мой взгляд, существует по крайней мере и одна не озвученная: если вам действительно хочется что-то сделать, то вы обязательно сможете это сделать. Пусть это будет даже глупость, пусть вы создадите что-то несовершенное, но в конечном счете (и если подойти к этому с энтузиазмом проповедника) может оказаться, что вы просто нащупали новый путь созидания, который сделает мир чуточку лучше. Желание «сдвигать» мир в лучшую сторону – основной постулат философии всех бизнес-процессов по Кавасаки.

Нельзя не согласиться с тем, что революционный потенциал во многом определяется моральным стимулом улучшить этот мир. Очень хороша также мысль о том, что если вы не будете пытаться, то никогда не узнаете, что у вас могло бы получиться. Однако насколько это применимо, скажем, в ситуации с развитием бизнеса в нашей стране? Как-то не хочется думать, что мы живем на разных планетах, но когда читаешь эти искренние и доверительные суждения, то возникают довольно смешанные чувства. С одной стороны, завидуешь, что кто-то может так работать и радоваться результатам своего труда, а с другой… Не знаю, может, многие со мной не согласятся, но последняя фраза книги заставила меня печально улыбнуться. «Самая чудесная штука, которой жизнь может одарить вас, – это быть революционером». Думаю, что так мог сказать человек, для которого революция как таковая все-таки остается пока еще только занимательной головоломкой, а не ящиком Пандоры.

Гай Кавасаки. Правила для революционеров. – К.: Companion Group, 2007. – 192 с.

Залишити відповідь