консолидация
Возобновляемый имидж рынка
Ассоциация участников рынка альтернативных видов топлива и энергии Украины (АПЕУ) поставила приоритетом своей стратегии на 2012 г. ведение эффективной информационной политики. Организация была создана в 2009 г., и на конец 2011-го в нее входили 29 компаний.
Виталий Давий, президент АПЕУ: «В информационном поле возобновляемая энергетика зачастую представлена как возможность решения бытовых проблем посредством самодельных ветряков, биогазовых установок, солнечных модулей и др. А ведь она входит в тройку главных направлений инвестирования на мировом финансовом рынке.
Украина сегодня является одним из ключевых мировых рынков данной отрасли, поэтому задача АПЕУ – представить страну в максимально привлекательном свете. Многие зарубежные инвесторы рады бы выйти на наш рынок, но им мешает целый список страхов и фобий, мол, бизнес отберут, заоблачные размеры откатов и т. п. Мы хотим устранить эти барьеры. Наша глобальная задача – создать здоровый инвестиционный климат. Это тяжело, но возможно». Учитывая емкость задач, которые стоят перед каждым из сегментов возобновляемой энергетики, ассоциация решила создать шесть специализированных комитетов, каждый их которых призван объективно информировать общественность и госорганы о текущей ситуации и проблемах в своем сегменте, содействовать реализации проектов, оказывать помощь в привлечении финансирования.
Привлекательность украинского рынка возобновляемой энергетики обусловлена несколькими факторами, среди которых высокий тариф на солнечную электроэнергию, создание в стране отраслевой законодательной базы и др. Виталий Давий: «Думаю, что рынок в ближайшие несколько лет ожидает стремительный рост, одним из главных факторов которого является в том числе стагнация данной отрасли в Европе».
Заключение «&». Не очень понятно: АПЕУ собирается бороться с откатами и административным ресурсом или убеждать инвесторов в том, что этого в стране нет?
расширение портфеля
На взлете
НАСТА заключила свой первый договор по авиационному страхованию с авиакомпанией Южмашавиа. Договор включает в себя страховую защиту авиалайнеров предприятия (так называемое авиа-КАСКО), страхование членов экипажей, а также сотрудников Южного машиностроительного завода имени О. М. Макарова, в состав которого входит Южмашавиа.
Выйдя на рынок в 2008 г., сегодня НАСТА работает во всех регионах Украины через семь региональных дирекций и сеть представительств. Кроме деятельности в сегменте авиастрахования, штатный персонал и агенты компании сотрудничают с автодилерами, финансовыми и медицинскими учреждениями. Решение освоить новый вид деятельности обусловлено тем, что сейчас авиастрахованием в Украине занимаются лишь около трети страховщиков, получивших в свое время лицензии на этот вид деятельности. Остальным мешают отсутствие квалифицированных кадров, недостаточный запас финансовой прочности, отсутствие партнерских отношений со специализированными перестраховщиками.
Ситуация обострилась после ратификации Украиной Монреальской конвенции по воздушным перевозкам в 2009 г., когда стало очевидно: обеспечить необходимую страховую защиту смогут только опытные страховые компании с достаточными ресурсами.
Заключение «&». Несмотря на то что объем сегмента авиастрахования в Украине невелик, нескольким игрокам на нем хватит возможностей для заработка.
технологии
Внимание на всем и на одном
Розничные продажи и укрепление корпоративного канала сбыта, обучение коммерческого персонала и работа с лидерами мнений – лишь часть тех направлений, которыми ASUS намерена активно заниматься в Украине в этом году. По словам Евгения Севериновского, руководителя продукт-центра представительства в Украине, сейчас компания поставляет устройства 16 типов, в том числе ноутбуки, нетбуки, планшеты, мониторы, медиаустройства, сетевое оборудование и комплектующие. В текущем году эксперт ожидает ощутимый рост продаж систем класса «все в одном» – полноценных моноблочных компьютеров с сенсорным экраном, причем акцент будет сделан не только на решениях для потребителей, но и на моделях для корпоративного сектора. Также в первой половине февраля в стране стартуют продажи линейки планшетных компьютеров ASUS Eee Pad Transformer Prime на базе четырехъядерного процессора NVIDIA Tegra 3.
Заключение «&». Продвижение планшетов в корпоративном сегменте требует новых приемов, аргументации, сегментирования потребителей. Продавцы пока пытаются нащупать их на практике.
производство
Сладкий спрос
Бисквит-Шоколад приоритетными направлениями на 2012 г. определила для себя продолжение модернизации производства, снижение его себестоимости за счет сокращения непроизводственных затрат и экономии энергоресурсов.
В середине минувшего года корпорация уже делала значительные инвестиции в производство. Тогда общая сумма заключенных сделок на покупку оборудования составила около €5 млн. Постоянное переоснащение производства и инвестиции в его модернизацию, как и расширение ассортимента – практика, принятая на кондитерском рынке Украины, и причиной тому – конкуренция среди локальных игроков.
К общерыночной можно отнести и тенденцию роста себестоимости кондитерской продукции. Проблема в том, что хоть рост и не слишком значительный, однако он происходит на фоне падения платежеспособности населения. Особенно заметной данная тенденция стала в конце минувшего года, отмечают кондитеры. Отреагировав на это сокращением складских запасов и снижением объема производства, корпорация Бисквит-Шоколад по итогам года выпустила продукции на 4,7% меньше показателя 2010 г. (в натуральном выражении). При этом объем экспорта корпорации в 2011 г. вырос в натуральном выражении на 8,5%. Основными направлениями поставок стали Россия, Таджикистан, Азербайджан, Молдова, США и Германия. Кроме того, в прошлом году производитель расширил географию экспорта – добавились Афганистан, Китай, Беларусь и Румыния.
Заключение «&». Снижение спроса на кондитерскую продукцию на локальном рынке закономерно подталкивает производителей к увеличению экспорта. Те, кто умеет управлять рисками ВЭД и находит правильные рынки, часто добиваются успеха.
продвижение
Разведка позиций
В Киеве открылось представительство страховщика ACE European Group (2 тыс. сотрудников; штаб-квартира в Лондоне). Выбор формы представительства для работы неслучаен. С учетом бизнес-реалий Украины такая организационная форма сейчас наиболее удобна для изучения потенциала рынка и поддержки международных клиентов холдинга АСЕ, в состав которого входит ACE European Group. Британское руководство хорошо осознает эту особенность. «Хотя торговые отношения Украины с остальным миром набирают обороты и в отличие от многих европейских стран ее экономика в 2011 г. показала рост, местный страховой рынок все еще остается недостаточно развитым», – уверен Эндрю Кендрик, председатель правления ACE European Group.
Британская компания известна по своей работе в сфере страхования имущества и здоровья, от несчастных случаев и финансовых рисков (в том числе кредитных, рисков, вызванных ошибками и упущениями директоров компаний и управляющих пенсионными фондами, а также страхование различных торговых кредитов). Она обеспечивает линию стандартных и индивидуальных страховых продуктов для авиационного и морского страхования, занимается перестрахованием имущества и ответственности.
Заключение «&». Как показывает практика некоторых страховщиков, сама по себе принадлежность к крупному иностранному холдингу не является залогом успешной деятельности в Украине. Несмотря на очевидный потенциал, деятельность на украинском страховом рынке зачастую сопряжена с рядом специфических особенностей и требует активного участия иностранных учредителей.
электронная коммерция
Расширяющие решения
Амадеус Украина, представительство технологического провайдера и процессингового оператора для мировой индустрии туризма и авиаперевозок, планирует в этом году сосредоточиться на электронной коммерции и продолжать помогать агентствам расширять портфель услуг.
«Сейчас мы предлагаем пилотное решение для продажи билетов low-cost авиакомпаниями. По данным международных исследований, билеты бюджетных перевозчиков занимают до 25% от общего объема продаж в агентствах. Уже в первой половине 2012 г. мы предоставим этот инструмент туристическим компаниям. Для потребителей туристических услуг это будет означать упрощение приобретения билетов популярных авиакомпаний», – рассказывает Алексей Муровцев, директор Амадеус Украина. Кроме того, на этот год компанией запланировано развитие решений для бронирования железнодорожных билетов предприятия Укрзалізниця. В настоящее время в организации заняты разработкой инструмента для бронирования билетов на сайтах агентств и работой над развитием аналогичного проекта, который позволит агентствам бронировать билеты зарубежных железнодорожных компаний.
Планы Амадеус Украина во многом стимулируются тенденциями рынка и развитием электронной коммерции. По данным компании, объем бронирования авиабилетов в онлайне в 2011 г. вырос на 250% в годовом измерении. Доля билетов, забронированных таким образом, в минувшем году составила 10% от общего объема продаж авиабилетов через туристические агентства. В 2010 г. этот показатель находился на уровне 2-3%.
Заключение «&». Путешественники становятся все более требовательными – им необходимы больше услуг, качественный сервис, оптимизация расходов. Для адаптации к таким условиям агентствам нужно становиться более технологичными.