ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) к настоящему времени приостановило эксплуатацию в РФ 14,45 тыс. вагонов с литьем украинских "Азовэлектростали" (АЭС) и Кременчугского сталелитейного завода (КСЛЗ), сообщила пресс-служба РЖД.
Речь идет о подвижном составе, с комплектующими произведенными в феврале-октябре 2010 г., сообщил "Интерфаксу" источник на рынке грузовых железнодорожных перевозок, знакомый с итогами совещания в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (Росжелдор) РФ, состоявшегося во вторник. Еще порядка 20 тыс. вагонов с литьем АЭС и КСЛЗ, по его словам, решено пока не выводить из эксплуатации с условием, что владельцы подвижного состава проведут их дефектоскопию, а также письменно гарантируют перевозчику их техническую исправность и безопасность.
В то же время, вагоны других производителей, в том числе, российского ОАО "Уралвагонзавод" (УВЗ), решено также не останавливать. "ЧП с ними меньше, к тому же в 2010 г., когда проблемы с качеством литья приобрели массовый характер, в России были ужесточены требования к комплектующим и контроль за их изготовлением. Приемка на украинских же заводах осталась прежней", – пояснил собеседник агентства. Кроме того, он добавил, что основные претензии сейчас предъявляются именно к вагонам с украинским литьем, еще и по подозрению в использовании в 2010-2011 гг. китайского литья неизвестного качества, на которое оба предприятия ставили собственное клеймо.
Между тем, РЖД отмечают, что 2 февраля Росжелдор разрешил компании останавливать порожние вагоны с литьем АЭС и КСЛЗ, выпущенным в 2010-2011 гг., "для проведения неразрушающего контроля деталей тележек в вагоноремонтных предприятиях". После этого компания направила соответствующую телеграмму. Кроме того, на совещании во вторник было решено в течение 10 дней разработать график остановки вагонов с литьем двух заводов, чтобы минимизировать убытки ж/д операторов.
РЖД подчеркивает, что неоднократно обращало внимание чиновников и производителей на низкое качество выпускаемой продукции. В частности, в 2011 г. компания направляла в министерства промышленности и торговли РФ и транспорта РФ письма с предложением законодательно повысить ответственность производителей за свою продукцию, а также обязать их работать в рамках действующего законодательства.
Кроме того, перевозчик указывает на "непоследовательность позиции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) РФ и ее нерешительность в пресечении угрозы безопасности движения", отмечая, что действия ведомства "вызывают откровенное недоумение".
30 и 31 января 2012 г. Регистр по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте приостановил действие в РФ сертификатов на продукцию КСЛЗ и АЭС до установления причин излома боковых рам вагонных тележек. В то же время, Ространснадзор 26, 27 и 31 января запретил эксплуатацию в стране лишь 135 грузовых вагонов с литьем этих двух предприятий, а 31 января предложил ограничить норму пробега до первого ремонта не более чем в 90 тыс. километров или по сроку службы в 1 год у грузовых вагонов "с тележками модели 18-100 и 18-578" (первую выпускают украинское КСЛЗ и УВЗ, вторую – только УВЗ). При этом в минувший понедельник ведомство поспешило уточнить, что "информационное письмо не является нормативным актом или предписанием", фактически повторив слова представителей ж/д операторов, недоумевавших, почему РЖД самостоятельно остановили вагоны (топ-менеджеры монополии на прошлой неделе заявляли о 25,6 тыс. таких вагонов с литьем АЭС).
Первый вице-президент РЖД Вадим Морозов называл эту меру вынужденной: подвижной состав в начале 2012 г. стали причиной ряда крупных ЧП на железных дорогах РФ. Одно из них произошло на минувшей неделе в Вологодской области, второе – в Амурской области, причем в последнем случае произошло возгорание нефти. РЖД вынуждены самостоятельно принимать такие меры в рамках своих полномочий, чтобы не допустить более серьезных ЧП на железной дороге с участием пассажирских поездов, подчеркивал топ-менеджер.
Одновременно РЖД выразили обеспокоенность процедурой утилизации бракованных деталей: сейчас они возвращаются владельцам вагонов, и уже отмечены случаи повторного их использования. В этой связи перевозчик разработал регламент, который определяет порядок утилизации бракованного литья, направив его на согласование в федеральные органы власти. "РЖД призывают (чиновников – ИФ) незамедлительно решить вопрос эксплуатации грузовых вагонов, укомплектованных некачественными литыми деталями АЭС и КСЛЗ", – говорится в сообщении.
По данным компании, сейчас на железных дорогах РФ эксплуатируются более 40 тыс. вагонов с литьем "Азовэлектростали" и Кременчугского сталелитейного завода. В 2011 г. произошло 24 излома боковых рам (14 из них – по вине АЭС и КСЛЗ). В то же время, в начале 2012 г. уже зафиксировано 7 изломов (с двумя крушениями), 4 из которых были выпущены на тех же двух предприятиях. "За каждым случаем стоит угроза не только подвижному составу и инфраструктуре, но и жизни пассажиров, следующих в поездах по соседним путям", – подчеркивают РЖД.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».