Политическая олигархическая реформа

Процесс, стартовавший на прошлой неделе под знаменем закона №2222-15 («Об изменениях в Конституцию Украины»), к концу 2005 г. приведет к перестройке системы украинской власти как де-юре (перераспределение власти между ее законодательной, исполнительной и судебной ветвями), так и де-факто (существенно подкорректировав систему «олигархического взаимодействия», созданную еще в 1994-1999 гг.).

Главное изменение, ожидающее систему, – потеря арбитра. Сила арбитра украинской олигархической системы состояла в том, что он мог назначать и увольнять (в большинстве случаев единолично): руководителей силовых и контролирующих структур (МВД, ГНАУ, Гостаможня и др.); руководителей структур народного хозяйства (Фонд госимущества, госкомитеты, выдающие соответствующие лицензии и т. д.); руководителей местных госадминистраций. Из указанных полномочий новому президенту политреформа пока оставляет возможность единолично назначать и увольнять лишь губернаторов (хотя и это право может быть упразднено вторым конституционным законопроектом №3207). При согласии парламента президент также может увольнять генпрокурора и назначать министра обороны. За президентом останется право направлять своих людей в совет Нацбанка и Конституционный суд. И, конечно, применять вето на законы.

Если реформа не закончится принятием второго упомянутого конституционного законопроекта (а это, как предсказывают политологи, вполне вероятно), то в стране образуются две властные вертикали. Первая – президентская (через местные госадминистрации), вторая – премьерская (через вертикали соответствующих исполнительных органов). Вторая выглядит сильнее первой, поскольку имеет возможность влиять (в том числе и силовым путем) на действия местной власти. Впрочем, это не означает, что арбитром в новой системе станет премьер-министр. Ведь парламент простым большинством может увольнять правительство. Учитывая то, что парламент двух последних созывов если и имел парламентское большинство, то уж очень шаткое, можно прогнозировать, что премьер будет довольно зависимым от народных депутатов, лидеров фракций – т. е. прежде всего от крупного бизнеса. А арбитр по своей сути не может зависеть от игроков. В связи с этим не сможет быть арбитром и спикер парламента. Правда, все указанные варианты может скорректировать психологический фактор. К примеру, во время политического кризиса спикер Владимир Литвин, удачно манипулируя интересами обеих сторон, на недолгое время стал почти арбитром системы даже без сильных юридических рычагов влияния на игроков. В то же время очевидно, что при таком разношерстном парламенте и без сосредоточения ключевых полномочий в одном органе в долгосрочной перспективе единоличного арбитра у системы не будет. Хотя возможно постоянное существование нескольких ключевых полюсов влияния в парламенте и правительстве. Как заметил российский бизнесмен Константин Григоришин, основная проблема может заключаться в том, что если система начинает действовать с 1 сентября 2005 г., этих полюсов будет относительно немного – 3-4. И они будут слишком могущественны. Второй возможный вариант – наличие множества лоббистов, лоббирующих многочисленные интересы (концепция, которую де-факто предлагает Ющенко). Но для его реализации нужно, чтобы в системе существовали хотя бы 10-12 равносильных групп влияния, которые вместе никогда не могли бы договориться (а это реально лишь года через три). И тогда, соответственно, им нужен будет посредник-арбитр.

В целом вероятное избрание Ющенко президентом и начатая политреформа дают системе фактически два противоположных стимула. Первый – дробление сегодняшних лидеров «олигархического строительства», выход на сцену новых ФПГ (т. е. увеличение количества групп и снижение роли каждой из них). Второй – увеличение роли ФПГ в процессе принятия решений. Отсутствие арбитра позволяет играть более жестко, что будет требовать все большей мобилизации ресурсов (в т. ч. и за счет слияния некоторых из них). Соответственно, балом продолжают править очень немногочисленные, но еще более могущественные ФПГ. Какой из стимулов будет решающим для системы, зависит от того, насколько умело Ющенко в случае избрания президентом сумеет воспользоваться своими «неурезанными» полномочиями до вступления в силу поправок к Конституции. Неолигархическому бизнесу политреформа может быть выгодна (четко понятен основной центр приложения лоббистских усилий; лоббирование в парламенте, как показывает практика, происходит чуть прозрачнее, чем в Администрации президента, и стоит на порядок меньше), но только если Ющенко удастся в течение 2005 г. существенно и бесповоротно снизить влияние ФПГ на процесс принятия госрешений и в парламенте, и в правительстве. Иначе зависимость отечественного бизнеса от олигархических кланов будет еще сильнее. Потенциальным негативом также является право парламента увольнять министров простым большинством голосов — это сделает работу правительства, в первую очередь в экономике, более заполитизированной, менее стабильной и, вероятно, менее эффективной.

Единственным мостиком к парламенту и правительству (которые в новой системе становятся основным центром принятия госрешений) будут политические партии. Бизнес еще интенсивнее будет покупать места в избирательных списках. Поскольку вырастет и количество проходных мест в списках, и, возможно, их цена (количество желающих попасть в списки, по крайней мере, удвоится за счет сегодняшних мажоритарщиков, соответственно, спрос увеличит цену), и вероятность успеха партий на выборах (избирательный барьер, напомним, снижен с 4 до 3%), то «доходность» партий вырастет. А значит, дабы не переплачивать потом за места в списках, бизнес (особенно большой, но представленный пока мажоритарщиками) может уже сейчас начинать «покупать» партии, всячески проникая в их руководящие органы. Непосредственный доступ к руководству партий важен тем, что, согласно изменениям к ст. 81 Конституции Украины, именно высший руководящий орган соответствующей партии или избирательного блока партий может досрочно приостанавливать полномочия своих депутатов. Правда, как замечает директор Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко, эта норма может быть неэффективной, поскольку предполагает отзыв депутата только в случае выхода или его невхождения в соответствующую фракцию. То есть депутат может формально пребывать в составе фракции, но голосовать вопреки политике партии.

Объединение бизнеса вокруг региональных партий возможно лишь в некоторых густонаселенных регионах – прежде всего на Донбассе, Днепропетровщине, население которых сможет почти самостоятельно обеспечить партии необходимый минимум для прохождения в парламент – 800-900 тыс. голосов.

Как теперь бизнес будет лоббировать свои интересы?

Виктор Небоженко, политолог:

    После окончания политреформы в парламенте и правительстве станет больше бизнесменов. И не от хорошей жизни. Дело в том, что ни выборы президента, ни «оранжевая революция» не дали стране каких-либо новых политиков или госчиновников высшего звена. А это значит, что ниши, образовавшиеся вследствие ухода старой команды, займут бизнесмены, которым придется переквалифицироваться в политиков. Новая система прохождения во власть будет стимулировать бизнес более массово вкладывать деньги в политические партии.

При нынешнем составе парламента и олигархическом в нем большинстве средний и мелкий бизнес не ощутят позитива от политреформы. А вот если парламентские выборы-2006 приведут к новому составу Верховной Рады, тогда у неолигархического бизнеса появятся реальные возможности влиять на экономическую политику страны.

Александр Дергачев, политолог-экономист:

    Интересы неолигархического украинского бизнеса будут более широко представлены в парламенте. Эти интересы связаны с совершенствованием законодательства, а не с «ручным» управлением бизнес-средой. Будет меньше потребности в традиционном (в украинском понимании) лоббировании. В правительство могут быть включены некоторые бизнесмены, но основную ценность они будут представлять прежде всего как специалисты. Бизнес начнет набирать политическую силу. Он будет четче понимать, кто защищает его интересы. Крупный бизнес продолжит, хотя и в меньших размерах, вкладывать деньги в политические партии. Но это будут качественно другие партии (не будет искусственных партий, как сейчас) и качественно другие деньги.

Петр Порошенко, глава бюджетного комитета ВР, почетный президент концерна «Укрпроминвест»:

    Одна из целей политреформы – разделить бизнес и политику, сделать их отношения более цивилизованными. Бизнесменов в парламенте может стать меньше, но их интересы будут представлены лучше. Крупный бизнес станет поддерживать политические партии, но они вряд ли будут, как прежде, лишь послушными исполнителями его воли. Скорее это будут партнерские взаимоотношения, договоренности о том, что партии станут представлять ту или иную точку зрения.

Александр Слободян, народный депутат, почетный президент концерна «Оболонь»:

    Пiсля реформи бiзнесмени намагатимуться менше попадати в парламент, а бiльше опiкуватися безпосередньо власним бiзнесом. Не всiм же бiзнесменам-депутатам подобається займатися тим, чим ми займаємося в парламентi! Вкладання грошей в полiтичнi партiї продовжуватиметься i, можливо, навiть посилиться. Але загалом i цей процес, i процес лобiювання буде бiльш прозорими, цивiлiзованими, нiж у США чи Європi.

Александр Фельдман, народный депутат, почетный президент концерна «АВЭК»:

    Теперь у бизнесменов появилось еще больше оснований работать в парламенте. Ведь возможности влиять на госполитику у парламента растут. А народный депутат «с бизнес-историей» имеет огромное преимущество: работая над законопроектами, он чувствует их влияние на реальную жизнь предприятия, трудового коллектива и конкретного работника. Схема лоббирования интересов бизнеса будет подвержена изменениям, но незначительно. Как и сейчас, партии и парламентские фракции будут представлять интересы определенных бизнес-структур и в соответствии с ними оказывать влияние на принятие тех или иных законов. 1 января 2005 г. вступает в силу закон, позволяющий политическим партиям претендовать на финансирование уставной деятельности за счет средств госбюджета Украины. Но, несмотря на это, партии по-прежнему будут нуждаться в средствах, которые может предоставить крупный бизнес.

Залишити відповідь