Тот факт, что бизнес может помочь в решении социальных проблем, не выделяя деньги на благотворительность, а создавая новые бизнесы, кажется невероятным. Тем не менее это возможно.
Эффективную возможность решать социальные проблемы, создавая бизнес, продемонстрировал профессор Мухаммед Юнус, лауреат Нобелевской премии мира. Его четкая ориентация на искоренение нищеты в сочетании с экономической устойчивостью создала многочисленные бизнес-модели с невероятным потенциалом для роста. Один из наиболее ярких примеров социального бизнеса — Grameen Bank, основанный профессором Юнусом для выдачи микрокредитов людям, у которых нет другого доступа к капиталу. Бенгальское слово Grameen (деревня) определяет сам характер социальной философии бизнеса, начиная с малого. Grameen Bank вырос и стал успешным, позволив огромному количеству людей победить бедность. Модель микрофинансового бизнеса вскоре распространилась по всему миру.
Две части феномена
Социальный бизнес берет лучшее из двух миров: мира бизнеса и мира социальной ответственности. Он использует бизнес-подходы либо процессы, финансовую жизнеспособность и тот факт, что бизнес зарабатывает деньги. Кроме того, он берет на себя социальные
«Определяя значение предпринимательства в более широком смысле, мы можем радикально изменить характер капитализма».
Профессор Мухаммед Юнус
задачи неправительственных организаций (НПО) или государственного сектора, в которых они хотят решить социальные проблемы.
Мир бизнеса ориентирован на максимизацию прибыли, и это то, о чем нам говорит ценностная ориентация акционеров последние несколько лет. Если же вы посмотрите на мир НПО, то увидите, что они работают на основе собранных пожертвований. Они вынуждены постоянно искать деньги, что отнимает у них время на фактическое осуществление социальных благ, тогда как социальный бизнес берет лучшее из обоих миров.
Социальный бизнес получает прибыль, которая реинвестируется в бизнес. Владелец социального бизнеса не может взять из него больше, чем изначально вложил. Дивиденды не выплачиваются. Такова наша философия.
Бизнес, имеющий смысл
Любой человек вправе учредить социальный бизнес. Это может быть один предприниматель, который хочет делать что-то, что имеет смысл, либо крупная корпорация, принявшая решение иметь подразделение с социальным бизнесом. Например, в развивающихся странах корпорации могли бы рассмотреть возможность предложить свою продукцию самым бедным слоям населения, будучи при этом финансово жизнеспособными, но не отдавая прибыль акционерам. Есть также возможность для инвестора создать фонд, работающий как социальный бизнес. Мы это уже сделали на Гаити и в Мумбаи.
Молодые люди, перед которыми я выступала во время Четвертого молодежного форума стипендиальной программы «Завтра.UA» в Украине, организованного Фондом Виктора Пинчука, также должны знать, что у бизнеса в классическом понимании есть альтернатива.
Посмотрите на весь мир НПО и благотворительных фондов. Все они в настоящее время работают на основе благотворительных пожертвований. Но они могут придумать социальные бизнес-модели для некоторых из своих видов деятельности. Например, мы работаем в Гаити — стране с населением около 9 млн. человек, на которых приходится 11 тыс. неправительственных организаций. Вы можете себе представить, что люди там привыкли получать пожертвования все время. Стоит протянуть руку, и можно получить еду, противомоскитные сетки и прочие необходимые вещи. В этом случае своей деятельностью НПО в какой-то мере уничтожают рынок, потому что если кто-то из местных решит производить противомоскитные сетки, он не сможет их продать: зачем платить за то, что можно получить бесплатно. Но если НПО решат продать противомоскитные сетки по самой низкой цене для покрытия своих расходов, рынок появится. Местные производители вступят в игру, и со временем рынок продемонстрирует, какие противомоскитные сетки лучше. Таким образом, неправительственные организации смогут работать без пожертвований, ведь благотворительный доллар имеет только одну жизнь, а социальный бизнес — множество.
Социальный бизнес в действии
Grameen Creative Lab. сотрудничает с несколькими корпорациями, создавая совместные социальные бизнесы. Среди них Danone, которая продает дешевые йогурты в Бангладеш, обогащенные витаминами и питательными веществами, необходимыми для этих людей. У нас есть совместное предприятие с компанией Veolia, продающей в Бангладеш чистую питьевую воду. BASF — крупнейшая химическая компания, которая продает противомоскитные сетки, Adidas Group, завершающая сейчас тестирование недорогой обуви, помогающей при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Интересно, что благодаря таким социальным бизнесам эти корпорации могут изучать своих клиентов в развивающихся странах, понять, какие инновации нужны тем или иным группам потребителей, какие новые бизнес-модели являются более перспективными. Кроме того, сотрудники корпораций, работающие в социальном бизнесе, чувствуют свою значимость и делают свой вклад в решение социальных проблем. Я надеюсь, что и в Украине в скором времени начнет развиваться движение по созданию социальных бизнесов.