Творчество в управлении

Важным требованием в отношении бизнес-управления сегодня стала способность к инновациям и нестандартному мышлению. Развивать эти качества можно с помощью искусства, которое делает нас более открытыми к новым идеям.

Одновременно с ростом спроса на бизнес-образование увеличивается и количество бизнес-школ, пополняющих число своих дисциплин программами, еще несколько лет назад казавшимися совершенно несовместимыми с традиционным MBA. Одной из них стало искусство. О том, как его внедрить не только в процесс образования, но и в систему бизнес-управления, а также зачем это нужно, рассказывает Иан Сазерленд, директор Центра исследований в области искусств и развития лидерства, пианист, профессор Школы менеджмента IEDC-Bled (Словения).

Писать стихи о… конкурентах

Вопрос о том, что собой представляет нынешняя модель менеджмента — науку или искусство, — до сих пор остается открытым. Впрочем, не вызывает сомнения тот факт, что искусство и менеджмент необходимо интегрировать в одну целостную систему. Дело в том, что эффективное лидерство — это всегда самопознание, которое возможно лишь при объединении восприятия символов внешнего и телесного мира. Именно искусство объединяет и усиливает соматические и эмоциональные ощущения человека. А это и есть путь к осознанию себя как личности и части мира. Искусство активизирует наше тело и эмоции, чтобы сделать нас более открытыми к тем или иным идеям.

Важным требованием в отношении бизнес-управления и управленцев сегодня стала способность к инновациям и нестандартному мышлению. И это отнюдь не прихоть успешных международных корпораций, а главный залог их существования на рынке.

Рассматривая примеры Smith Corona и виртуального хора, становится очевидным, что опыт Smith Corona является наглядной демонстрацией использования традиционного, стандартного подхода и мышления. А сам Эрик Уитакер и его виртуальный хор — подтверждение того, насколько важно уметь смотреть и видеть происходящее во всех возможных (и невозможных) ракурсах. Именно искусство и творчество помогают острее чувствовать и глубже видеть то, что происходит вокруг нас. Как раз по той причине, что менеджеры и руководители не научились видеть происходящее вокруг, они часто допускают ошибки.

Виртуальный хор Эрика Уитакера

Эрик Уитакер — реализатор идеи виртуального хора. Результат его задумки — хоровое исполнение классической композиции «Lux Aurumque» — пользователи Интернета впервые увидели и услышали в 2010 году. Основным отличием от традиционного хора было то, что каждый из 185 исполнителей из 12 стран пел не в зале в режиме реального времени, а находясь онлайн перед веб-камерой своего ПК. Таким образом, видео на YouTube за 60 дней просмотрели больше 1 млн. человек. Что вдохновило Эрика Уитакера на создание виртуального хора? Для Virtual Choir 2.0 Уитакер разместил в Интернете видео, в котором он играл на фортепиано несложный аккомпанемент для произведения «Sleep». Виртуальные хористы надели наушники и, слушая аккомпанемент, а также следя за знаками Эрика, должны были исполнить свою партию перед веб-камерой. Его целью было собрать 900 голосов. И ему это удалось: 8 апреля в 01.00 в Интернете состоялась премьера Virtual Choir 2.0 — единственного и самого большого виртуального хора.

По словам Уитакера, целью проекта была популяризация хоровой музыки среди молодежи, которая до сих пор считала, что классическая музыка, оркестры и хоры с развитием технологий и новых направлений отживают свое. Виртуальный хор дал нам понять, что хоровая музыка находит новые пути развития, живет и процветает как в классической форме, так и в новых технологиях современности и не собирается сдаваться.

Отменный кругозор в этом плане продемонстрировала компания Shell, владеющая более 45 тыс. АЗС по всему миру. В стремлении расширить ареал своей деятельности она ушла от традиционности и стандартных слоганов, сообщив всему миру: «Shell не занимается производством горючего, а производит энергию». Не правда ли, это существенно расширяет рамки? По схожему пути в свое время пошел и Стив Джобс, заявив, что Apple — не производитель компьютеров, а производитель потребительской электроники.

Одним из самых ярких, на мой взгляд, представителей нестандартного креативного подхода ко всему, включая искусство, был Джон Кейдж. Необычайно талантливый композитор, дирижер, музыковед и художник, он известен прежде всего композицией «4’33», во время исполнения которой не издается ни один звук. Суть композиции заключается в том, чтобы воспринять звуки окружающей среды, слышимые во время исполнения, как музыку, а не просто как четыре минуты и тридцать три секунды тишины. Эта композиция стала одним из самых спорных произведений XX века. По словам самого Кейджа, цель создания «4’33» — дать понять окружающим, что музыка является не набором звуков, а прежде всего опытом их слушания.

Искусство довести «до ручки»

Интегрировать креативность и творческий подход в бизнес-управление может каждый, но иногда навыку смотреть (и видеть!) нестандартно нужно немного подучиться. Я предлагаю простое упражнение, которое определит ваш уровень готовности к нестандартному бизнес-мышлению.

Менеджеры должны усваивать массу информации. А люди искусства именно в этом и сильны. Понимание того, как артисты и художники делают свое дело, помогает менеджерам действовать более эффективно. Также эффективным будет преподавание традиционных бизнес-дисциплин нетрадиционными учителями. К примеру, если преподаватель — музыкант, то менеджеры учатся лучше слушать и глубже понимать. Преподавателю-актеру удается научить слушателей лучше убеждать своих партнеров входить в определенные роли. Но во всем этом важен креативный подход.

Помимо этого, я рекомендую слушать классическую музыку, скажем, Девятую симфонию Бетховена или Четвертую симфонию Брамса. В этих произведениях красота является результатом хорошо организованных коллективных усилий. Лично я очень ценю Темперированный клавир Баха.

Если говорить о Девятой симфонии Бетховена, то стоит отметить, что это произведение дает слушателю масштабное представление о том, насколько гармоничной может быть работа коллектива под управлением дирижера. Данное произведение требует работы многих музыкантов высокого уровня и хора. Это впечатляет.

История компании Smith Corona

Smith Corona — один из крупнейших в мире производителей пишущих машинок. Когда-то компания была лидером в своем сегменте. Первую пишущую машинку она произвела еще в 1886 году и с тех пор достигла немалых успехов. Однако с появлением на рынке персональных компьютеров, программ для набора текста и принтеров компания, вытесняемая более удобными новинками, медленно, но уверено стала терять свои позиции. Чтобы удержаться на рынке, ей нужно было просто взглянуть на него глубже, шире, под другим углом. Иными словами, нестандартно. Но, владельцы Smith Corona, увязнувшие в традициях, не сделали этого, а потому продажи стали стремительно падать, и вскоре о Smith Corona вспоминали лишь как об ушедшем символе прошлого.

Впрочем, мои наблюдения свидетельствуют о том, что украинские топ-менеджеры больше склонны к рок-музыке, нежели к классике. Учитывая тот факт, что рок очень быстрый, динамичный, он способен заряжать энергией.

Безусловно, для развития творческих навыков в бизнес-управлении полезно также смотреть на произведения искусства, поскольку они могут помочь по иному увидеть причины проблем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни. Причем заслуживают внимания даже объекты современного искусства, которое иногда может быть весьма шокирующим. Авангардное искусство провокативнее и, возможно, более ценное. Произведения авангардных композиторов могут помочь менеджерам научиться ставить под сомнение какие-либо постулаты.

Более того, детальный анализ аудиторией ряда артефактов, их возможного влияния на сознание, рассмотрение художественных произведений и подходов как инструментов лидерства позволяют мне обобщать основные характеристики, необходимые для успешного лидерства. Безусловно, главное для лидера — знание специфики деятельности в избранной им сфере и особенностей людей, которыми он руководит. Для него важна также способность к синтезу знаний, отношений между людьми, целей. Но самое главное: лидер должен быть креативным, способным продуцировать новые идеи и нацеливать людей на их воплощение. 

Упражнение

Возьмите обычную шариковую ручку, внимательно рассмотрите и в течение пяти минут придумайте 20 способов ее использования не по прямому назначению. Небольшая подсказка: помимо средства для письма, она может быть брелоком, флеш-накопителем, карманным фонариком, барабанной палочкой, заколкой, держателем для бумаг и проч. Если вам удалось придумать 20 нестандартных примеров использования шариковой ручки, то синдром Smith Corona вам не грозит. Если с упражнением возникли сложности, я рекомендую «терапию» искусством. Ведь оно апеллирует не только к разуму и интеллектуальным способностям, но и к сердцу, эмоциям.

Стратегии

Залишити відповідь