В начале следующего года все украинские компании, экспортирующие продукцию, которая содержит древесину, могут потерять часть рынков сбыта в связи с тем, что страны Евросоюза будут требовать подтверждение легальности рубок в соответствии с Регламентом ЕС №995/2010.
С марта 2013 г. запрещается ввоз на территорию стран ЕС древесины (в виде изделий или лесоматериалов), заготовленной в других государствах с нарушением их законодательства. Согласно Регламенту ЕС №995/2010 от 20 октября 2010 г. Европейского парламента «Об обязанностях операторов, размещающих лесоматериалы и продукцию из древесины», все импортеры на европейский рынок должны продемонстрировать систему тщательной проверки легальности закупаемых лесоматериалов. Принятие данного документа связано с общемировым трендом развития рынков лесоматериалов, направленным на экологию и устойчивость заготовки древесины.
Первое, что вызывает опасение: конкретные требования к принятию делегирующих актов системы «должной добросовестности» в Регламенте должны были появиться еще в начале июня этого года, но их пока нет. Однако в любом случае со следующего года импортеры древесины и продукции из нее в странах ЕС должны будут либо самостоятельно разработать систему оценки рисков и контроля легальности, либо использовать одну из существующих схем, предусматривающую верификацию третьей независимой стороной, например одну из признанных схем международной добровольной лесной сертификации.
Возможно, мониторинг обеспечения поставщиками лесоматериалов должной добросовестности будет осуществляться специальными организациями. Среди наказаний, установленных за нарушение данного Регламента, предполагаются штрафы, пропорциональные экологическому ущербу и стоимости нелегальных лесоматериалов, а также недополученным налоговым платежам и нанесенным экономическим потерям. Размер штрафов увеличивается в зависимости от размера нарушения и нанесенного ущерба при повторных нарушениях. Кроме того, предполагаются арест и изъятие нелегальных лесоматериалов с последующим использованием их для государственных нужд, а также немедленный запрет на торговлю на территории ЕС.
Импортеры вынуждены будут требовать от своих поставщиков документальные подтверждения того, что покупаемая ими продукция не содержит древесины, заготовленной с нарушениями законов страны, из которой она вывозится. Исходя из этого новое европейское законодательство отразится не только на экспортерах древесины и деревообработчиках, но и на украинских компаниях, продукция которых содержит даже незначительную долю древесины. А украинские компании, не имеющие возможности подтвердить легальность древесины и продукции из нее, рискуют ограничить себя отечественным рынком.
Весь объем ежегодно вывозимой украинской продукции из дерева оценивается в $3 млрд. По словам президента ассоциации «Мебельдеревпром» Сергея Сагаля, проблемы с экспортными поставками поставят компании отрасли на грань выживания: «В условиях стагнации на внутреннем рынке вот уже несколько лет спасательным кругом для многих производителей стали экспортные поставки. Поэтому запрет ввоза на территорию стран ЕС древесины и изделий из нее может привести к остановке таких предприятий».
Аргументы Евросоюза
ЕС считает, что новые правила импорта древесины существенно снизят нелегальные вырубки в Украине, России и Беларуси. Так, по оценкам, в 2011 г. в Украине было заготовлено примерно 20 млн. куб. м круглых лесоматериалов, при этом, по словам специалиста международной программы ENPI-FLEG («Усовершенствование систем правоприменения и управления в лесном секторе стран восточного направления Европейской политики добрососедства и России») Виталия Сторожука, около 20% из них имеют нелегальное или сомнительное происхождение. Причем наиболее остро проблема нелегальных рубок стоит в Карпатах.
Ответ на вопрос, почему незаконные рубки и оборот нелегальной древесины серьезно беспокоят ЕС, можно найти в Регламенте: они ведут к серьезным экологическим, социальным и экономическим последствиям. Примечательно, что подобный документ был принят и в США (поправка к закону Лейси). Например, в 2009 г. под действие закона Лейси попал изготовитель музыкальных инструментов Gibson, подвергшийся преследованию за то, что в его гитарах была сделана вставка из мадагаскарского палисандра, запрещенного к заготовке и экспорту.
Впрочем, такие меры по отношению к незаконно заготовленной древесине связаны не только с социальной и экологической ответственностью развитых государств, но и с защитой американских и европейских компаний, вкладывающих большие средства в обеспечение легальности своей продукции (в рамках реализации собственных политик социальной и экологической ответственности и для защиты собственных брендов от возможных акций радикальных экологов и судебных разбирательств) и при этом вынужденных конкурировать на одном ценовом поле с организациями, производящими продукцию из нелегальной древесины.
Что имеем
Действующее украинское законодательство пока не способно обеспечить эффективную борьбу с нелегальными рубками и оборотом древесины, а правоприменительная практика в этой области отличается слабостью. Кроме того, есть ряд сопутствующих обстоятельств: низкий уровень жизни в селах, вынуждающий местное население совершать нелегальные рубки при отсутствии действенной государственной лесной охраны; высокий уровень коррупции и низкий уровень межведомственного взаимодействия.
Впрочем, шансы на решение вопроса существуют. Так, еще в прошлом году один из крупнейших поставщиков древесины на украинском рынке – Государственное агентство лесных ресурсов, на долю которого приходятся около 70% всей заготовленной в стране древесины, – приступил к созданию системы ее электронного учета. «На данный момент определены 25 пилотных лесных хозяйств, которые первыми начнут запускать электронный учет. Уже полностью отработан программный продукт, решены вопросы необходимых технических средств, проведены соответствующие тендеры, и на нескольких предприятиях в Ровенской, Волынской, Житомирской и Киевской областях система уже работает. А до конца этого года на новую систему учета перейдут все лесные хозяйства Украины», – подчеркнул председатель Государственного агентства лесных ресурсов Виктор Сивец.
Однако согласно опросу, проведенному в рамках программы ENPI-FLEG, ожидания экспертов от предполагаемого внедрения системы электронного учета характеризовались как осторожно-пессимистические. Так, в отличие от Чехии и Польши, где уже введена единая общенациональная программа электронного учета, в Украине аукционы по продаже древесины проводятся лишь раз в квартал и до сих пор нет постоянных торгов через интернет. Поэтому в такой ситуации электронная система может стать всего лишь компьютеризацией существующей бумажной системы учета. Гораздо важнее было бы, по мнению консультантов Всемирного банка, в ожидании вступления в действие Регламента ЕС включить в уже существующие документы пункт о месте вырубки или происхождения древесины. Это даст возможность в случае необходимости узнать, где и как был заготовлен данный объем сырья. Кроме того, в отличие от той же Польши, где чипуются (помечаются) лишь особенно ценные породы, пиловочник и фанерное сырье, в Украине предусмотрено полное чипование, в том числе и низкосортной древесины. Это может привести не только к росту ее стоимости, но и к порче оборудования деревообрабатывающих предприятий, так как на многих из них не предусмотрена выемка пластмассовых чипов. Поэтому представители бизнеса считают, что чипование древесины в подобной ситуации пока на руку только производителям чипов.
Несмотря на опасения деревообработчиков, В. Сивец уверен, что электронный учет не только повысит конкурентоспособность отечественной лесопродукции на внешнем рынке за счет введения маркировки древесины и учета согласно требованиям по сертификации, но и станет базисом для подтверждения легальности ее происхождения, требуемой Регламентом ЕС. Стоимость проекта, по заявлению руководства Госагентства, оценивается в 30-35 млн. грн. Чиновник отметил, что финансирование реализации проекта будет осуществляться за счет собственных средств лесохозяйственных предприятий. На первом этапе внедрения проекта плательщиками выступают лесхозы. Прогнозируется, что потраченные средства повлекут рост стоимости древесины, а это снизит конкурентоспособность украинской продукции на внешнем рынке.
Впрочем, пока наоборот: по словам В. Сивца, на аукционах по закупке древесины в III квартале этого года цена снизилась в среднем на 20 грн. за 1 куб. м.
Что можно сделать сейчас
«Требования по легальности поставок, которые будут предъявлять импортеры из ЕС, скорее всего, должны будут обеспечивать сами украинские экспортеры (при этом можно поторговаться о повышении цены на легальную древесную продукцию). Что касается перспектив вмешательства нашего государства в процесс подтверждения легальности продукции или расширения перечня товаров, на которые выдается сертификат происхождения, то они пока неясны. В проекте FLEG мы предлагаем решить вопрос легальности происхождения древесины путем принятия соответствующего законодательного акта и потом на его основании доказывать, что в случае исполнения закона риск поставок нелегальной продукции из Украины будет низкий. Однако это в перспективе. Ну а пока будет разумным обратиться с письмами-запросами к конкретным импортерам относительно их требований к системам должной добросовестности», – советует Виктор Сторожук.